Социальные расходы: цели, источники, пути финансирования. Расходы бюджета на финансирование социальной сферы Текущие социальные расходы организации финансируются из

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

О.И. МОКРЕЦОВА

Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации,

г. Москва

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

В процессе экономического реформирования в России масштабы социальных расходов государства постоянно являлись предметом дебатов и специалистов, и политиков, однако до настоящего времени так и не было выработано сколько-нибудь конструктивного определения социальных обязательств федерального уровня, которые финансируются из бюджета расширенного правительства, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Единственный вопрос, по которому в истекшие годы удалось достичь консенсуса, связан с финансированием социальных обязательств, устанавливаемых региональным законодательством и работодателями1. Очевидно, что все эти обязательства могут быть реализованы только при соблюдении двух условий. Во-первых, их финансирование должно осуществляться за счет ресурсов установившего их юридического лица (например, региональных бюджетов или прибыли предприятия). Во-вторых, эти структуры безусловно и в первую очередь должны выполнять имеющиеся у них обязательства по социальным платежам федерального уровня.

Таким образом, основное отличие социальных обязательств, устанавливаемых федеральным законодательством, от всех прочих социальных обязательств заключается в том, что расходы по ним вплоть до очередного изменения федерального законодательства могут рассматриваться как условно-постоянные.

Социальные расходы - это система расходов бюджетов всех уровней бюд-

жетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на финансирование образования, культуры и искусства, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемое в целях реализации конституционных прав граждан. Социальные расходы в основной массе ложатся на плечи государства. Они выступают составной частью государственных (муниципальных) финансов и государственных (муниципальных) расходов.

Осуществляя расходы, государство реализует свои функциональные обязанности - удовлетворяет общественные потребности. Если бюджетные доходы являются средством для достижения цели государственного финансового хозяйства, то бюджетные расходы - стоимостной оценкой произведенных общественных благ (государственных услуг), основной целью и мотивом рационального государственного финансового хозяйства.

Государственное финансовое хозяйство функционирует как хозяйство, которое формирует свои доходы и осуществляет за счет них расходы, и всем этим процессам имманентен государственный финансовый конт-роль2. «Государственные доходы и расходы иначе называются государственные финан-сы»3. Государственное хозяйство призвано производить общественные (коллективные) блага (государственные услуги), а совокупная оценка этих благ и потребностей определяет государственные доходы и расходы4.

Известный русский финансист А.И. Бу-ковецкий писал, что в государственном финансовом хозяйстве «не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хо-

© О.И. Мокрецова, 2007

О.И. МОКРЕЦОВА

зяйство не может истратить больше, чем у него будет доходов. Финансовое хозяйство в случае необходимости может увеличить свои доходы путем изъятия необходимых средств у частных хозяйств»5.

Таким образом, в государственном финансовом хозяйстве государственные (бюджетные) расходы имеют первостепенное значение.

Экономическое содержание государственных расходов подробно раскрыто в трудах Л. Косса, который определял их как расходы, совершаемые компетентными властями для удовлетворения потребностей государства. Он писал: «В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные - это те расходы, которые или увеличивают имущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы - те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными. Существуют нравственные блага, которые рано или поздно превращаются в блага хозяйственные, и некоторые войны укрепляют энергию народа лучше, чем любой промышленный прогресс»6.

Идеологи неоконсервативной волны рассматривают, например, социальные расходы исключительно как систему бесполезных расходов, имеющих благотворительную природу. Считая, что надо следовать принципу экономической целесообразности, они требуют максимально возможного сокращения «непроизводительных» расходов бюджета. Однако выводы Л. Косса имеют большое значение для разработки эффективной бюджетной политики в современной России, они опровергают тезис о том, что «в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающего из производственного процесса»7.

Целесообразность расходов государственного бюджета требует логического обоснования. И в этом случае находят применение различные теории и подходы, из которых наиболее часто используемыми являются «эффект Веблена» и «оптимум Парето».

По определению одного из основоположников институционализма Т. Веблена,

«институты - результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени»8. В теории «праздного класса» автор указывает, что финансовые слои имеют известную заинтересованность в направлении развития финансовых институтов по тому пути, который отвечает интересам исключительно представителей «праздного класса». «Эффект Веблена» указывает на субъективную природу государственных расходов, возникающих при функционировании институтов, или бюрократической зоны, преследующей денежные интересы прежде всего высших слоев населения.

Концепция «оптимума Парето» позволяет принять решения по максимизации прибыли, а соответственно, и полезности, если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей. Экономистами «оптимум Парето» определяется как положение, в котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние путем трансформации товаров и услуг в процессе производства или обмена без ущерба для благосостояния какого-либо индивида. Изменение, которое дает выгоду одним людям, но приносит ущерб другим, в этом случае может быть сочтено приростом общего благосостояния, если выигравшие могут компенсировать ущерб проигравшим так, что последние добровольно примут это изменение; после того, как сделаны компенсационные денежные выплаты, выигравшим становится лучше, а проигравшим не становится хуже.

Согласно «оптимуму Парето», требуется объективная оценка эффективности государственных расходов, возникающих в ходе достижения договоренности между государством как лицом, убеждающим передать ему средства налогоплательщиков на финансирование необходимых им расходов, и самими налогоплательщиками, принимающими решение передать часть своих средств

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

государству либо осуществить расходы самостоятельно или через альтернативные, т.е. негосударственные, финансовые институты.

В трудах современных экономистов бюджетные расходы рассматриваются как «денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления»9.

Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на некоторой территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно: они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Источником финансирования государственных социальных расходов являются доходы бюджетной системы, но само финансирование осуществляется либо непосредственно из бюджетов различного уровня, либо из социальных внебюджетных фондов.

Финансирование социальной сферы посредством создания социальных внебюджетных фондов - достаточно распространенная практика. Почти во всех странах мира для выплаты пенсий по старости формируются пенсионные фонды, для осуществления расходов в системе здравоохранения - страховые медицинские фонды. Перераспределение финансовых ресурсов через внебюджетные фонды имеет некоторые преимущества по сравнению с бюджетной формой их перераспределения. С одной стороны, финансовые ресурсы в бюджете обезличены, т.е. все доходы покрывают все расходы бюджета, поэтому при наличии дефицита бюджетных средств недостающие ресурсы, как правило, снимаются с социальных статей расходов, а формирование внебюджетных фондов гарантирует, что социальные расходы в утвержденном объеме будут профинансированы. С другой сторо-

ны, формирование внебюджетных фондов позволяет увязать размер социальных расходов с выделяемыми средствами, т.е. держать под контролем необоснованный рост социальных расходов.

Сказанное ранее не означает, что все социальные расходы целесообразно финансировать только за счет средств внебюджетных фондов. Бюджет как источник финансирования расходов имеет свои положительные черты. В частности, поскольку отсутствует закрепление доходов за конкретными расходами, средства бюджета более мобильны и могут выделяться в соответствии со степенью важности.

Необходима новая модель финансового обеспечения, которая гарантировала бы экономическую устойчивость и стабильность социальной защиты, позволила бы снизить социальную напряженность в обществе и способствовала бы повышению жизненного уровня населения. В условиях перехода к рыночной экономике возникает необходимость финансового обеспечения целостной системы социальной защиты населения, а не финансирования каких-либо ее разрозненных мероприятий. При этом следует учитывать природные и территориальные особенности, особенности исторического развития и национальную структуру каждого отдельного региона.

Примечания

1 Колосницын И.В., Смирнов С.Н. Социальные обязательства государства: сокращение или реструктуризация? // Мир России. 2000. № 1. С. 5.

2 Ремизов Е.А. Государственные расходы и финансовый контроль в социальной сфере: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. С. 14, 23.

3 Яснопольский Л.Н. Государственные доходы и расходы. М., 1923. С. 5.

4 Нити Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 41.

5 Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. М., 1929. С. 15.

6 Косс Л. Основы финансовой науки. М., 1990. С. 20.

7 Сабанти Б.М. Теория финансов: учеб. пособие. М., 1998. С. 103.

8 Ядгаров Я.С., Аверченко М.А., Лисовская Е.Г. История экономических учений: учеб. для вузов. М., 2000. С. 327, 336.

9 Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 1999. С. 620, 621.

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

Государственные расходы обеспечивают такие сферы деятельности, как экономическую, военную и социальную. Основные расходы местных бюджетов приходятся на финансирование муниципального строительства, затрат на образование, медицинское обслуживание, общественный транспорт.

Государственные расходы бывают двух видов:

  • капитальные — средства, направленные на расширение капитала;
  • текущие — обеспечивают функционирование уже существующих предприятий.

Основным методом осуществления расходов государства является финансирование. Ключевым принципом государственного финансирования является обеспечение денежными средств безвозвратно, и именно это отличает его от кредитования.

Виды государственных расходов

В экономической сфере расходы подразделяются на производительные и непроизводительные. Производительными считаются такие расходы, которые увеличивают или укрепляют достояние государства. Непроизводительными принято считать расходы, которые не дают заметных результатов, но при этом не являются бесполезными.

По структуре расходы государства делятся на чрезвычайные и обыкновенные. Чрезвычайными являются ситуации, когда финансирование носит спонтанный характер и крайне необходимо в конкретной ситуации. Обыкновенные расходы обусловлены постоянством, это те потребности, которые оплачиваются по плану ежегодно.

Рассматривая текущий и капитальный виды, стоит разобраться, куда именно расходуются средства.

Текущее расходование средств

Текущий вид подразумевает обеспечение необходимыми финансами бюджетные организации, расходы при этом направлены на содержание органов государственной власти, затраты на науку, оборону, предоставление коммунальных услуг жителям и т.д.

Капитальное расходование средств

Капитальные расходы предполагают финансирование строительства в введение в эксплуатацию новых объектов, а также реконструкцию и расширение сущесвующих. По назначению государственные расходы распределяются на следующие группы:

  • затраты на социальные цели;
  • внешнеэкономические затраты;
  • экономическое финансирование;
  • расходы на перевооружение и укрепление обороны;
  • расходы на управление.

Принципы финансирования

В РФ действуют несколько принципов, по которым государство осуществляет расходы:

  • плановость — все расходы должны соответствовать государственной программе, быть в соответствующем плане;
  • целевая направленность — все выделенные ресурсы направлены на получение определенных результатов;
  • законодательство — финансирование осуществляется согласно закону, их направленность связана со статьями о защите прав гражданина, а также интересов организаций;
  • соблюдение норм — все расходы распределяются согласно соблюдению всех экологических, санитарных и иных норм.

Нормирование расходов

Нормами расходования считаются единые измерения расходных ресурсов на конкретное предприятие. Существуют несколько нормированных видов:

  • обязательные нормы — связаны с затратами на заработные платы, обслуживание командировок, питание и т.д.;
  • расчетные нормы — все затраты, связанные с приобретением услуг;
  • материальные нормы — подобные затраты связаны, например, с единицей затрат средств на питание одного осужденного;
  • денежные нормы — нормы, имеющие выражение как стоимость натуральных затрат;
  • индивидуальные — нормы, где предусматриваются затраты лишь на одну цель, например, медикаменты на одного конкретного больного.

Экономика общественного сектора создает условия для реализации экономических, социальных, политических, духовных и нравственных функций человека как члена общества, фактора производства, его многогранных отношений с другими людьми, государственными и общественными структурами. Развитие общественного сектора показывает, для чего нужен экономический рост, какие плоды он приносит, как они распределяются и в какой мере удовлетворяются потребности людей.
Потребности человека многогранны. Они включают материальные, социальные, духовные, политические, нравственные, религиозные, потребности в свободном времени. Их рост обусловлен іаконом возвышения потребностей, ростом ВВП, валовой добавленной стоимости, производительности труда и доходов на душу населения. Гармония удовлетворения этих потребностей человека и конечном счете является высшей целью развития экономики общественного сектора.
По мнению Р. Лэйарда, настроение граждан США улучшается с ростом доходов до 20 тыс. долл. в месяц, а затем более важными становятся физическое и душевное здоровье, сбалансированность работы и семейной жизни. В других странах уровень доходов, после достижения которого здоровье и обстановка в семье становятся важнее, будет иным, но общая тенденция сохранится: с ростом доходов возрастает роль нематериальных потребностей.
Рассматривая тенденции развития экономики общественного сектора, нельзя не отметить, что на определенных этапах возникает необходимость приведения социальных расходов государства в соответствие с его доходами. Появляется проблема избыточности социальных расходов государства, которая тормозит экономический рост. На этих этапах часть социальных функций государства делегируется индивиду, частному сектору и общественным организациям. Происходит корректировка доходов и расходов бюджета.
На протяжении последних 20 лет практически во всех западных странах реализуются реформы общественного сектора. Первоначально направленные в основном на решение хотя и острейшей, но конкретной проблемы бюджетного дефицита, оздоровления государственных финансов, в дальнейшем они приобретают значительно более широкий контекст. Главными целями реформирования государства становятся: во-первых, уменьшение барьеров для действия рыночных сил, конкуренции, стимулирующих такие ключевые факторы конкурентоспособности стран в глобальной экономике, как приток нововведений, структурный динамизм, повышение эффективности производства; и во-вторых, создание компактного и эффективного государства, повышение его качества во всех основных функциях - регулирования экономики, финансирования социальных и экономических программ, прямой хозяйственной деятельности, поддержания в обществе нормального социального климата и т.д.
Экономические отношения государства, общества и человека реализуются через систему финансовых, бюджетно-налоговых и денежно-кредитных отношений, внебюджетные фонды (фонд развития, фонд национального благосостояния и т.д.), национальные программы. Субъекты, которые входят в общественный сектор, имеют юридический статус, собственность, платят налоги, обслуживаются банковско-кредитной системой и т.д.
Источником финансирования социальной политики государства являются доходы бюджета. Доходы бюджета формируются за счет налогов, таможенных пошлин, акцизов.
Возможности финансирования общественного сектора связаны с уровнем экономического развития страны (размером ВВП). В России при переходе к рыночной экономике (шоковая терапия) ВВП резко сократился, в результате чего были сокращены и социальные расходы государства.
В период перехода от командно-административной экономики к рыночной в России не была найдена форма разрешения противоречия между интересами человека, общества и государства, обострилась проблема социальной справедливости. В российском обществе произошел социальный раскол.
Сословное расслоение, существовавшее во времена командно- административной экономики, дополнилось дифференциацией, основанной на частной собственности и рыночных отношениях. Перед началом финансового кризиса богатые составляли 1-2%, средний класс - 15-20%, промежуточный слой между средним классом и бедными - 60-65%, бедные - 15-20%, социальное дно - 5-7%. От кризиса страдают в большей мере те, кто относится к среднему классу и промежуточному слою между средним классом и бедными. Они только-только обрели возможность увеличить доходы, улучшить свою жизнь, а кризис отбрасывает их вниз. Поляризация общества по уровню доходов в результате кризиса будет возрастать. Ожидается не только рост социального рас- гмнения - воспроизводства бедности и богатства, но и маргинализация бедных, затруднение их пути в средний класс.
Эта поляризация опасна для общества не только сама по себе. Люди, чьи доходы сокращаются, отчетливо осознают противоречие между своими интересами и интересами государства. Необходимо учитывать, что еще в благополучном 2006 г., по данным социоло- I ичсских обследований, 63,5% опрошенных отмечали, что государство отражает интересы богатых, 38,5% - интересы начальства, 15% - интересы крупного бизнеса; только 19,3% отметили, что оно отражает интересы всех граждан, 7% - интересы простых людей. Кризис усиливает недоверие человека к государству.
В предкризисные годы рентабельность активов в отраслях, обеспечивающих развитие человеческого капитала, постепенно возрастала. В то же время она была ниже, чем в среднем по экономике, и значительно ниже, чем в добыче полезных ископаемых, производстве кокса и нефтепродуктов, металлургическом производстве, торговле и финансовой деятельности.
Дальнейшее социально-экономическое развитие России зависит от повышения уровня и качества жизни человека, от социальной справедливости, доступности для всех социальных и территориальных групп населения двух базовых вещей - минимального потребительского набора и механизмов реализации основных гражданских прав и свобод.
Актуальными проблемами являются также совершенствование межбюджетных отношений, финансирование науки, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
Читайте также:
  1. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  2. Административно- правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики.
  3. Аудит системы информационной безопасности на объекте как основание для подготовки организационных и правовых мероприятий. Его критерии, формы и методы.
  4. Безналичные расчеты в финансовом секторе экономики. Межбанковские расчеты.
  5. Безналичный оборот, его преимущества и значение для национальной экономики.
  6. Билет 1. 1.1 Особенности развития рынка труда в условиях современной рыночной экономики.
  7. Билет 6. 6.1. Инфляция: понятие, виды, измерение и ее влияние на развитие экономики страны.
  8. Бюджет семьи. Основные составляющие доходной и расходной части семейного бюджета.

Состав и структура расходов государственного бюджета опре­деляются их экономическим содержанием и ролью в расширенном воспроизводстве, распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. В соответствии с этим они подразделяются на:

Затраты по обеспечению непрерывности процесса общественного производства и увеличению производственных фондов народного хозяйства,

Расходы па формирование общественных фондов потреб­ления и удовлетворение других общегосударственных потребностей.

Функциональная структура расходов бюджетов включает такие главные разделы, как государственное управление и местное са­моуправление, национальная оборона, промышленность, энергетика и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, образование, здра­воохранение и физическая культура, социальная политика и др. Кроме того, в расходную часть бюджета включаются расходы целевых бюд­жетных фондов.

В экономическую классификацию входят: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом пога­шения.

Расходы между уровнями бюджетной системы распределяются на основе сочетания централизованного начала в руководстве бюджетной системой с предоставлением широких прав республиканским и местным органам в составлении и исполнении их бюджетов.

Исключительно из федерального бюджета финансируются национальная оборона и обеспечение безопасности государства, государственная поддержка атомной энергетики, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба, исследование и использование космического пространства, и др.

Расходы, финансируемые из бюджетов субъектов РФ : обслуживание и погашение государственного долга субъектов, проведение выборов и референдумов субъектов РФ, оказание финансовой помощи местным бюджетам, и др.

Расходы, финансируемые из местных бюджетов : содержание органов местного самоуправления, организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, и др.



Все расходные обязательства подразделяются на действующие и принимаемые .

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следую­щих формах :

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

Средства па оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физически­ми и юридическими лицами по государственным или муниципаль­ным контрактам;

Трансферты населению;

Ассигнования на осуществ­ление отдельных государственных полномочий, передаваемых влас­тям других уровней;

Ассигнования па компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами го­сударственной власти, способствующих увеличению бюджетных рас­ходов или уменьшению бюджетных доходов;

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговые кредиты;

Отсрочки и рас­срочки по уплате налогов и платежей и других обязательств;

Субвен­ции и субсидии физическим и юридическим лицам;

Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридиче­ских лиц;

Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюдже­там других уровней бюджетной системы РФ, государственным вне­бюджетным фондам;



Кредиты иностранным государствам;

Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов государства важную роль играет принцип целевой ориентации, адресности и до­стижения максимальной эффективности расходов бюджета.

Финансирование расходов на развитие экономики из бюджета осуществляется с учетом следующих принципов: плановости, целевой направленности, непрерывности, максимального и первоочередного использования собственных средств и кредитов, строгого соблюде­ния режима экономии в расходовании бюджетных ассигнований.

В настоящее время система расходования бюджетных средств на государственную поддержку материального производства существенно изменилась. Они направляются па финансирование приоритетных мероприятий, связанных с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, реализацию целевых комплексных программ, создание финансовых возможностей для совершенствования произ­водственной и социально-бытовой инфраструктуры.

Расходы на социальную сферу включают расходы па образование, здравоохранение, науку, культуру, средства массовой информации, социальную защиту населения. Учреждения данной сферы финанси­руются в основном из бюджета. Бюджетные учреждения - это орга­низации, созданные органами государственной власти РФ, субъектов и органами местного самоуправления для осуществления управлен­ческих, социально-культурных, научно-технических функций, деятель­ность которых финансируется из соответствующих бюджетов на ос­нове сметы доходов и расходов.

Смета расходов - основной плановый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на их содержание. Порядок планирования и финансирования учреждений и мероприятий, относящихся к соци­ально-культурной сфере, называется сметным. Различают индивиду­альные сметы бюджетных учреждений, общие сметы , сметы расходов па централизованные мероприятия и сводные отраслевые сметы .

Бюджетные учреждения расходуют средства исключительно на оплату труда сообразно заключенным трудовым договорам и право­вым актам, регулирующим размер заработной платы определенных категорий работников; на перечисление страховых взносов в госу­дарственные внебюджетные фонды; трансферты населению; коман­дировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соот­ветствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

44. Коммерческие банки: сущность функции и операции

Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (1995г.) под банком понимается кредитная организация, имеющая право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от центрального банка и специализированных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансово-кредитных операций и услуг.

Сущность КБ проявляется в его функциях:

- базовые , которые определяют юридический статус банка (депозитная, кредитная, расчетная);

- основные функции (создание кредитных денег, консультационное обслуживание клиентов, посредничество в операциях с ценными бумагами (эмиссионно-учредительская функция) и т.д.).

Конкретное проявление банковских функций на практике выражается в операциях банка. Их можно классифицировать по:

- структуре баланса (активные, пассивные, забалансовые);

- функциональному назначению (кредитные, расчетные, депозитные, валютные, кассовые, операции с ценными бумагами, недвижимостью и др.);

- степени значимости в структуре банковской деятельности (основные и сопутствующие);

- времени возникновения (классические (традиционные) и новые);

- характеру банковской деятельности (посреднические и управленческие);

- юридической форме (совершаемые на основе договора и без договора).

Банковские операции определяют направления деятельности банка и являются источником его дохода, их себестоимость оказывает прямое воздействие на банковскую прибыль.

Выделяют следующие принципы деятельности коммерческих банков:

1) работа в пределах реально имеющихся ресурсов, т.е. реально привлеченных средств на депозитах;

2) полная экономическая самостоятельность и соответственно экономическая ответственность за результаты своей деятельности;

3) взаимоотношения банка с клиентами строятся на основе рыночных отношений;

4) регулирование деятельности банка может осуществляться преимущественно косвенными экономическими методами.

Большинство коммерческих банков организовано в форме акционерных обществ. Высшим органом управления является собрание акционеров, которое созывается ежегодно.

Совет банка и правление определяют цели и реализуют политику по депозитным, кредитно-инвестиционным, валютным, расчетным и другим видам деятельности. Руководство текущей деятельностью производит председатель правления со своим аппаратом. Финансовую деятельность банка контролирует ревизионная комиссия, а ссудную – кредитный комитет.

Роль КБ в развитии экономики проявляется в том, что их деятельность носит производительный характер. Аккумулируя свободные ресурсы, банки обеспечивают непрерывность их движения, удовлетворяют различные финансовые потребности предприятий, организаций и населения. Более высокий объем операций банков, расширение их деятельности увеличивает объем ВВП.

Ресурсы КБ – это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежн. средства хозяйств. субъектов. Привлеченные средства КБ формируют часть банковских ресурсов. Привлеченные средства формируются в результате осуществления депозитных операций (до 95% пассивов), полученных кредитов и займов от других юрид. лиц

Пассивные операции КБ : эмиссия акций; отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;кредиты и займы, полученные от других юридических лиц; депозитн. операции.

Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юрид. и физ. лиц во вклады, либо на определ. сроки, либо до востребования.

С целью привлечения денежных средств вкладчиков в депозиты и эффективному управлению этим процессом банки осуществляют депозитную политику . В соврем. условиях банки ориентируются на проведение следующих ее видов: стратегия лидера, стратегия специалиста, стратегия догоняющего.

Структура активов КБ: Касса и счета в центральном банке; Межбанковские операции; Займы; Ценные бумаги; Основной капитал;

Для оценки активов анализируется спектр работ. активов по степени риска, ликвидности и прибыльности, динамика перераспределения активов, степень диверсификации активов.Активы дел. на приносящие доход и не приносящие доход, ликвидные и неликвидные.

К ликвидным относятся: наличность: средства в кассе, денежные средства в пути, вложения в драгоценные металлы; средства на корреспондентском счете в ЦБ.;высоколиквидные госуд. цен. бумаги, котирующиеся на бирже. К относит. Ликвидн. могут быть отнесены: ежбанковские кредиты; вложения к цен. бумаги (векселя, долгов. обязательства). К неликвидным активам относятся: просроченные ссуды, здания и имущество банка.

Посреднич.операции включ. в себя лизинговые, факторинговые, трастовые операции, в ходе которых банки выполняют посреднические функции.

Лизинговые операции операции, основанные на предоставлении в аренду внеоборотных активов на долгосрочн. период с целью их производственного использования. Факторинг – это переуступка поставщиком долговых требований факторинговой компании или КБ, осуществл. эти операции. В факторинг. операциях действуют 3 стороны: факторинговая компания;клиент; предприятие – потребитель товара.

Трастовые операции это операции по управлению собственностью и другими активами, принадлежащими клиенту. Объектами трастовых операций могут быть предприятия и их активы, продукция, зем.участки, недвижимость, движимое имущество, ден.средства, ценные бумаги, валюта, имущ. права. ФОРФЕЙТИНГ - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге – от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит со скидкой.

Напр-я развития КБ: концентрация и централизация банковского капитала, его формы; стирание барьеров между банками и небанк. учреждениями.

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  • 1. Принцип целевого использования средств;
  • 2. Безвозвратность государственных расходов;
  • 3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.

В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы включает:

  • Ш классификацию расходов по функциональному признаку;
  • Ш классификацию расходов по экономическому содержанию;
  • Ш классификацию расходов по ведомственному признаку;

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности, соответственно, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Этот уровень содержит 11 разделов и 84 подраздела.

Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам) в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

По функциональной классификации в расходах федерального бюджета выделены расходы:

1. Общегосударственные вопросы. Раздел предусматривает 15 подразделов.

По указанному разделу отражаются расходы на:

  • -функционирование главы государства - Президента Российской Федерации. Отражаются расходы на содержание Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации, их заместителей в федеральных округах и соответствующих аппаратов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и его аппарата, аппарата Управления делами Президента Российской Федерации, обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека.
  • -функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание президентов республик в составе Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и аппаратов, указанных выше должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  • -функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
  • -функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
  • -судебная система. Отражаются расходы на содержание федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации и их аппаратов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов. В настоящем подразделе также отражаются расходы на развитие судебной системы России.
  • -обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в установленной сфере, контрольных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
  • -проведение выборов и референдумов. Отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, а также расходы на содержание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных (районных, городских и других) комиссий, а также участковых комиссий и соответствующих аппаратов.
  • -международные отношения и международное сотрудничество. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, представительств Российской Федерации при международных организациях, представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

Подраздел также включает расходы на обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, расходы по уплате взносов в международные организации, оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений по федеральной собственности, находящейся за рубежом, приобретению, строительству и реконструкции недвижимости за рубежом, реализации межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, реализации договоров (контрактов) с иностранными фирмами в области научного сотрудничества, государственным гарантиям по внешним заимствованиям, а также расходы по международным культурным, научным и информационным связям.

  • -международная экономическая и гуманитарная помощь. Отражаются расходы на оказание экономической и гуманитарной помощи другим государствам, включая расходы на доставку грузов гуманитарного характера и эвакуацию российских граждан. Кроме того, на данный подраздел относятся расходы по оказанию гуманитарной финансовой помощи другим государствам.
  • -содержание и пополнение государственного материального резерва. Отражаются расходы на содержание Федерального агентства по государственным резервам, его территориальных органов и организаций, образующих единую систему государственного материального резерва, а также расходы на проведение операций с государственным материальным резервом.
  • -фундаментальные исследования. Отражаются расходы, связанные с проведением фундаментальных научных исследований, осуществляемых в целях получения новых знаний об основных явлениях и наблюдаемых фактах, не преследующие какой-либо прикладной и практической цели.
  • -обслуживание государственного и муниципального долга. отражаются операции, связанные с гарантированием правительственных займов или их размещением, выплатой процентов по долгу Российской Федерации, долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  • -резервные фонды.
  • -прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности государственных научных учреждений, а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области общегосударственных вопросов по государственным контрактам.
  • -другие общегосударственные расходы;
  • 2. Национальная оборона. Состоит из восьми подразделов. По указанному разделу отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области;
  • 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Состоит из тринадцати подразделов. В данном разделе отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний.

В настоящем разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другим мероприятиям в данной области;

  • 4. Национальная экономика. Этот раздел состоит из 11 подразделов, отражающих расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики.
  • 5. Жилищно-коммунальное хозяйство. Предусматривает 4 подраздела. По данному разделу отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования и другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.
  • 6. Охрана окружающей среды. Раздел состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды; государственный расход бюджет смета
  • 7. Образование. Состоит из девяти подразделов и отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;
  • 8. Культура, кинематография и средства массовой информации. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
  • 9. Здравоохранение и спорт. Раздел состоит из четырёх подразделов и отражает направление расходов государства на финансирование здравоохранения, спорта и физической культуры.
  • 10. Социальная политика. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
  • 11. Межбюджетные трансферты. Раздел состоит из четырёх подразделов. Отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня.

Читайте также: