Портал раскрытия информации акционерными обществами. О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг

То есть с 1 сентября с.г., открытые и закрытые акционерные общества должны будут поменять статус на публичный или непубличный.

Законодательные требования, действующие на сегодняшний момент, позволяют выстроить четкую, понятную и логичную иерархию требований, связанных с раскрытием юридическими лицами информации об их деятельности. Первую группу составляют базовые требования, общие для всех открытых акционерных обществ; затем идут дополнительные - для эмитентов, у кого зарегистрированы проспекты ценных бумаг; и, наконец, особые - для компаний, чьи ценные бумаги допущены к обращению на бирже. Внутри каждой из трех перечисленных групп допускаются флуктуации в ту или иную сторону - например, если эмитент обязан составлять и раскрывать ежеквартальные отчеты, это не всегда означает, что он должен составлять и раскрывать консолидированную отчетность по МСФО. Требования к эмитентам, у которых ценные бумаги включены в котировальные листы, также отличаются от тех, чьи ценные бумаги не обращаются на бирже.

Особняком с точки зрения раскрытия информации стоят общества с ограниченной ответственностью - от них, например, не требуется раскрывать уставы и списки аффилированных лиц даже в случае публичного обращения облигаций.

обратите внимание

Сложившуюся систему можно назвать относительно стройной, и сохранив ее, можно было бы развивать дальше в плане упрощения и унификации.

Попробуем проанализировать, как изменение статуса компании отразится на правилах раскрытия информации.

Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) разрешает вводить дополнительные требования по раскрытию информации для открытых акционерных обществ. Кроме того, отдельные требования установлены также Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ).

В обновленном Гражданском кодексе РФ публичными названы только общества, акции которых находятся в публичном обращении; при этом дополнительные требования по раскрытию могут быть предусмотрены для публичных АО федеральными законами. В то же время инвесторы, вкладывающие деньги не в акции, а в облигации, не меньше заинтересованы в получении информации об эмитенте - между тем, данную категорию эмитентов Кодекс вообще не упоминает, и в результате у нас появятся непубличные АО с публично обращающимися ценными бумагами. При этом по возможной трактовке обновленного ГК РФ дополнительные требования к раскрытию информации можно будет устанавливать только для публичных обществ.

В настоящий момент под публичный статус подпадают около 280 компаний - таково количество эмитентов, чьи акции допущены к организованным торгам. С 1 сентября с.г. к ним постепенно будут присоединяться те, которые сами внесут соответствующую поправку в устав (о публичном статусе - и в фирменное наименование). Соответственно, публичных АО первое время будет около 300-400. У всех остальных - а это компании, которые сейчас раскрывают информацию в обязательном порядке, - данная обязанность в перспективе прекратится по мере того, как они будут убирать прилагательное «открытое» из наименования.

обратите внимание

Очевидно, что большинство эмитентов (а это 32 000 ОАО) вздохнули с облегчением, узнав, что скоро им уже ничего не придется раскрывать. Однако радоваться, по сути, нечему - если информация о финансово-хозяйственной деятельности эмитента не раскрывается, он будет пользоваться меньшим доверием со стороны контрагентов и инвесторов.

В то же время у ОАО, которые после 1 сентября 2014 г. не будут менять наименование, обязанность раскрывать информацию в соответствии с главой 8 Положения о раскрытии информации, полагаем, сохранится.

Существенной недоработкой Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 , помимо ничем не обоснованной экономически «смены вывесок» в акционерных обществах - а ведь всем АО рано или поздно придется менять наименование, - является неурегулированность вопроса с раскрытием информации компаний, которые после 1 сентября 2014 г. сменят в наименовании аббревиатуру с ОАО на ПАО (публичное акционерное общество) - к настоящему моменту никаких требований по раскрытию информации для ПАО не существует, и получится, что публичные общества будут раскрывать меньший объем информации, чем ОАО, так как Закон об АО в ближайшие 9-12 месяцев редакционно не изменится, а в нем никаких требований к раскрытию информации публичными обществами не установлено (см. таблицу).

обратите внимание

Переименование общества и его публичный или непубличный статус не влияют на объем раскрытия, предусмотренный Законом о РЦБ и требованиями по раскрытию инсайдерской информации.

Новая редакция Положения: пожелания и размышления

Центробанком ведется разработка новой редакции Положения о раскрытии информации, которая в любом случае будет отличаться от действующей. В то же время, будет ли учтено разделение АО на публичные и непубличные, зависит от того, когда примут этот нормативный акт. Очевидно, если это произойдет после 1 сентября 2014 г, изменения будут учтены.

С 1 июля с.г. Закон о РЦБ пополнился двумя существенными фактами, касающимися процедур проведения собрания владельцев облигаций. Также изменилась процедура выплаты дивидендов, вследствие чего появилась необходимость вносить изменения в порядок раскрытия информации о существенных фактах, возникающих как результат выплаты эмитентом дивидендов.

Спорным вопросом, по нашему мнению, остается содержание проспекта ценных бумаг и ежеквартального отчета. Согласно проекту, подготовленному рабочей группой ­НАУФОР, эмитенту предоставлена чересчур широкая возможность диспозитивности - права включать (или не включать) в эти документы информацию по собственному усмотрению, произвольно трактуя понятия «существенный» и «важный». Думается, это может привести к тому, что «по собственному усмотрению» ничего толком раскрываться не будет - увы, таков российский менталитет.

Основной методологический вопрос при реформировании Положения в плане квартальных отчетов и проспектов состоит, пожалуй, в том, по какой отчетности следует давать расшифровки. Дело в том, что не все эмитенты, которые готовят ежеквартальную отчетность, обязаны при этом руководствоваться ­МСФО. Например, по итогам 2013 г. имела место любопытная ситуация: если облигации эмитента обращаются на бирже вне котировального листа, он обязан делать отчетность по МСФО. Как только облигации включаются в котировальный лист, работает исключение из Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» о том, что он не обязан этого делать.

обратите внимание

Налицо был парадокс: ценная бумага, числящаяся в котировальном листе, предоставляла инвестору меньше информации, чем находящаяся вне котировального листа. Казус, надо отдать должное, был исправлен путем принятия Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и Федеральный закон „О консолидированной финансовой отчетности“», который для эмитентов облигаций, включенных в котировальные листы, ввел обязанность составлять отчетность по МСФО начиная с 2014 г.

Перейдем к требованиям по раскрытию информации. На сегодняшний день вновь созданное ОАО формально должно размещать устав в сети Интернет не позднее двух дней с даты его госрегистрации. Теоретически это возможно, а вот практически - весьма сложно. В этой связи считаем целесообразным зафиксировать в Положении, что у вновь созданных компаний обязанность по раскрытию информации начинается с даты не госрегистрации, а получения ими письменного свидетельства о госрегистрации. Тем самым начинать раскрытие им станет легче.

Следующий момент - годовой отчет акционерного общества. Исторический подход к его содержанию оставлял максимум простора для творчества, не загоняя этот документ в прокрустово ложе стандарта. Тем не менее, небольшие изменения коснулись и годового отчета, и их необходимо учитывать, начиная с отчетности за 2014 г. Например, что означает вознаграждение членов органов управления применительно к годовому отчету? Поскольку этот термин в данном аспекте не конкретизирован, кто-то полагает, что это сумма, которая выплачивается члену органа управления за участие в его работе. При этом многие общества членам органов управления официально за их работу в данном органе не платят ничего или копейки, при этом занимаясь кросс-субсидированием их работы за счет выплат по трудовому договору. Например, есть крупная компания, в которой члены правления получают вознаграждение 15 000 руб. в месяц, о чем и раскрывается информация в годовом отчете. А о том, что каждый член правления как работник компании получает еще примерно в 10 раз больше, информация в отчете не показывается, поскольку это он получает «как главный инженер, зам. главного бухгалтера, а не как член правления».

В этой связи предлагаем установить единый подход как в годовом отчете, так и в ежеквартальном с точки зрения раскрытия информации о вознаграждении - то есть считать вознаграждением все выплаты общества члену органа управления, вне зависимости от их характеристик (кроме дивидендов), а также ввести принцип раздельного раскрытия вознаграждения и по совету директоров, и по коллегиальному исполнительному органу. Также во избежание «двойного счета» необходимо будет уточнить, как раскрывать информацию о вознаграждении, если одно и то же лицо входит и в правление компании, и в совет директоров.

Требование по обязательному раскрытию вознаграждения генерального директора как физического лица, по нашему мнению, предъявлять пока не нужно, так как полагаем, что российские эмитенты и наше общество к этому не готовы.

В отношении содержания годового отчета руководитель Банка России Эльвира Набиуллина заявляла о необходимости требовать раскрытия информации о соблюдении Кодекса корпоративного управления, принятого Правительством РФ 13 февраля 2014 г.

Однако следует обратить внимание, что в Положении о раскрытии информации пока фигурирует другой документ - «Кодекс корпоративного поведения», действующий с 2002 г. и об отмене которого речи формально не идет. В этой связи мегарегулятору необходимо будет в новой редакции Положения о раскрытии нормативно определить, о соблюдении какого именно кодекса эмитенты должны информировать в годовых отчетах.

Изменения в перспективе могли бы затронуть и список аффилированных лиц. Дело в том, что Банк России не вправе устанавливать для некредитных организаций порядок ведения данных списков - в частности, в отношении сроков внесения в них изменений. Поэтому нормы, обязывающие некредитные организации, вносящие коррективы в список, раскрывать их в срок два рабочих дня с даты внесения (при том, что срок на внесение изменений прямо не установлен), превращают их в инструмент необоснованных санкций со стороны территориальных органов Банка России. На наш взгляд, эту норму следует исключить из Положения. Инвесторы при этом обиженными не останутся: большая часть существенных изменений в список аффилированных лиц (по тем компаниям, которые интересуют инвесторов) раскрывается в форме существенных фактов, поэтому наличие дублирующей формы раскрытия бессмысленно.

В отношении ежеквартальной отчетности, думается, содержательных изменений ждать не стоит - проект, предложенный ­НАУФОР, предоставляет эмитентам необоснованную свободу действий и содержит существенные элементы неопределенности, а времени на глобальную переработку требований к ежеквартальному отчету у Центробанка пока нет.

По поводу годовой бухгалтерской отчетности, полагаем, основания вносить изменения в порядок раскрытия годовой бухгалтерской отчетности по РСБУ отсутствуют. Подчеркнем, что в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2014 г.) публикация годовой бухгалтерской отчетности без аудиторского заключения недопустима.

По-хорошему, следовало бы исключить из Положения требование раскрывать информацию о банковских реквизитах и цене изготовления копий документов по запросу заинтересованных лиц. В свое время эта норма была введена по ошибке, поскольку в 2005 г. среди экспертов существовала позиция, что эмитент может по вопросу получения документов общаться с акционером по принципу «утром деньги, вечером стулья». Но поскольку нельзя обусловливать предоставление документов оплатой их копий, норма о банковских реквизитах лишена смысла. При этом многие эмитенты про нее забывали, за что впоследствии бывали оштрафованы.

Квартальные списки аффилированных лиц было бы правильно дополнить данными, идентифицирующими российских юридических лиц (например, ОГРН), а также информацией о том, по какому признаку лицо входит в группу лиц.

Что касается сообщений, предусмотренных для раскрытия в ленте новостей. Смысла выпускать сообщение о размещении в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности, годового отчета и списка аффилированных лиц мы не видим. Любое заинтересованное лицо может зай­ти на сайт информационного агентства, найти карточку компании и понять, на каком сайте кто что раскрывает. В то же время, учитывая, что раскрытие данных сообщений удобно, в первую очередь, регулятору, в этом наборе сообщений изменений, скорей всего, не произойдет, но может добавиться сообщение о направлении в ЕГРЮЛ заявления об окончании процедуры реорганизации АО.

В новой редакции Положения из оснований для раскрытия квартального отчета целесообразно исключить два: наличие зарегистрированного проспекта эмиссии и план приватизации. Сейчас ежеквартальный отчет обязаны готовить те эмитенты, у которых имеются проспект эмиссии и план приватизации, а кроме того - у которых в обращении находится выпуск биржевых облигаций. Все эти основания нужно привести в соответствие с законом, поэтому основанием для раскрытия ежеквартальных отчетов эмитента должен остаться только проспект. Сегодня 3200 компаний обязаны раскрывать ежеквартальные отчеты и существенные факты. По нашим примерным подсчетам, данная обязанность должна была бы остаться только у 1200 эмитентов. Однако мы не уверены, что мегарегулятор сейчас пойдет на такое резкое сокращение количества «ежеквартальщиков» - скорее, это тема следующего, 2015 года.

Ситуация Объем раскрытия информации
ОАО, не изменившее наименование Остается прежним
ПАО (после смены наименования с указанием публичного статуса)

Если у ПАО нет ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, раскрытие информации, предусмотренное главой 8 Положения о раскрытии, прекращается.

Если у ПАО есть ценные бумаги, допущенные к организованным торгам, прекращается раскрытие уставов, внутренних документов, регулирующих деятельность органов управления и контроля, списков аффилированных лиц, сообщений о приобретении более 20% акций другого АО, сообщений о размещении в сети Интернет списков аффилированных лиц (годовые отчеты и бухгалтерская отчетность раскрываются как инсайдерская информация)

Непубличное АО Если у АО нет облигаций, допущенных к организованным торгам, раскрытие информации, предусмотренное главой 8 Положения о раскрытии, прекращается.

Если у АО есть облигации, допущенные к организованным торгам, прекращается раскрытие уставов, внутренних документов, регулирующих деятельность органов управления и контроля, списков аффилированных лиц, сообщений о приобретении более 20% акций другого АО, сообщений о размещении в сети Интернет списков аффилированных лиц (годовые отчеты и бухгалтерская отчетность раскрываются как инсайдерская информация)

Оценить:

1 0

Найдено документов: 11

    Акционерное общество «Хлебозавод №1»

    Банк России 21.05.2019 принял решение об освобождении Акционерного общества «Хлебозавод №1» (ОГРН 1027600679369) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    Тюменская область в лице Департамента имущественных оношений Тюменской области

    Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации 21.05.2019 в связи с выявленными нарушениями в адрес Тюменской области в лице Департамента имущественных оношений Тюменской области выдано предписание о приведении уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг Открытого акционерного общества "Совхоз "Червишевский" в соответствие с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ.


    Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)

    Публичное акционерное общество «Бумажная фабрика «Коммунар»

    Банк России 17.05.2019 принял решение освободить публичное акционерное общество «Бумажная фабрика «Коммунар» (ОГРН: 1024702085308) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

    Об освобождении ОАО "НИИТЭХИМ" от обязанности осуществлять раскрытие информации

    Банк России 16.05.2019 принял решение об освобождении Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт технико-экономических исследований" (ОГРН: 1027739137986) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

    Открытое акционерное общество «Меркурий»

    Банк России 16.05.2019 принял решение об освобождении Открытого акционерного общества «Меркурий» (ОГРН 1026701421394) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Центральный федеральный округ (г. Орел)

    ПАО «Родник»

    Банк России 15.05.2019 принял решение об освобождении Публичного акционерного общества «Родник» (ИНН 2354003242) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)

    Кукушкин Александр Иванович

    Банк России сообщает о направлении в адрес Кукушкина Александра Ивановича предписания о приведении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг Акционерного общества «МГАО Промжелдортранс», поступившего в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва 29.04.2019, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Основанием для направления предписания является нарушение требований статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Предписание направлено 14.05.2019.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Центральный федеральный округ (г. Москва)

    Гасанов Эльшад Гилан-оглы

    29.04.2019 в Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации от Гасанова Эльшада Гилан-оглы поступило добровольное предложение о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества «Чебоксарский завод автокомпоненток» (далее - добовольное предложение). По результатам анализа добровольного предложения в адрес Гасанова Эльшада Гилан-оглы направлено предписание о приведении добровольного предложения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

    открытое акционерное общество «Чебоксарский завод автокомпонентов»

    29.04.2019 в Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации от Гасанова Эльшада Гилан-оглы поступило добровольное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО «ЧЗА» (далее - добовольное предложение). По результатам анализа добровольного предложения в адрес ОАО «ЧЗА» направлено предписание о запрете на осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 статьи 84.3 Федерального закона «Об акционерных обществах».

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)

    Ксенофонтов Дмитрий Юрьевич

    Банк России принял решение о направлении в адрес Ксенофонтова Дмитрия Юрьевича Предписания о приведении требования о выкупе ценных бумаг Акционерного общества «Морское научно-производственное объединение по промышленному рыболовству» в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)

    Акционерное общество «Морское научно-производственное объединение по промышленному рыболовству» (г. Калининград)

    В адрес Акционерного общества «Морское научно-производственное объединение по промышленному рыболовству» (г. Калининград) 13.05.2019 направлено Предписание о запрете на совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)

  • О предоставлении информации в целях формирования реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
  • В Реестр МСП внесены сведения об акционерных обществах
  • О рекомендациях Банка России по подготовке и проведению общего собрания акционеров
  • О бюллетенях для голосования на общем собрании акционеров
  • О рекомендациях Банка России по раскрытию в годовом отчете публичного акционерного общества информации о вознаграждении членов совета директоров
  • Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность
  • О порядке и форме уведомлений общества лицами, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок
  • О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов
  • О сроке актуальности отчета оценщика для целей применения приобретению более 30% голосующих акций
  • Об обязанности лица уведомлять Банк России в случае приобретения права распоряжения 10 и более процентами голосующих акций профессионального участника рынка ценных бумаг
  • О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг

    14 марта 2016 г. вступило в силу Указание Банка России от 16.12.2015 № 3899-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение о раскрытии). Указанные изменения приводят Положение о раскрытии в соответствие с Федеральным законом от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

    В связи с этим обращаем внимание на следующее:

    1. Установлен перечень обязательной информации, которую должно раскрывать публичное акционерное общество. По сравнению с объемом информации, указанной в п. 1 ст.92 ФЗ «Об акционерных обществах», этот перечень расширен, поскольку Банку России дано право определять иные сведения, подлежащие раскрытию публичным акционерным обществом. Так Банк России, помимо иных сведений, обязывает все публичные акционерные общества раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах независимо от факта регистрации проспекта ценных бумаг.

    2. Перечень обязательной информации, подлежащей раскрытию непубличными акционерными обществами с количеством акционеров более 50, соответствует перечню, установленному п. 1.1 ст.92 ФЗ «Об акционерных обществах». Также такое непубличное общество в соответствии с п.4 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах» обязано раскрывать сведения о приобретении более 20% голосующих акций другого акционерного общества.

    3. Изменяются сроки раскрытия годовой бухгалтерской отчетности (ГБО). С 14 марта 2016 года срок раскрытия на странице в сети Интернет - не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, но НЕ ПОЗДНЕЕ 3 ДНЕЙ с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода. Таким образом, предельный срок для раскрытия ГБО за 2015 год вместе с аудиторским заключением - 4 апреля 2016 год а.

    Понятие и необходимость раскрытия информации эмитентами

    Успешное управление развитием бизнеса в современных условиях практически невозможно без предоставления его экономическим агентам полной и всесторонней информации о финансово-экономическом положении эмитента. Нужно отметить, что чем выше качество предоставленной информации и выше информационная прозрачность, тем больше у инвестора доверия к эмитенту. Особенно это важно в периоды экономической нестабильности, которые сегодня возникают повсеместно.

    Рынок ценных бумаг сегодня фактически является рынком информации. На нем практически все решения принимаются инвесторами на основе доступной информации с учетом индивидуальных уровней рисковых предпочтений. Нехватка нужной информации ведет к нарушению механизмов рыночной конкуренции, падению уровня инвестиционной привлекательности рынка.

    Определение 1

    Раскрытие информации в общем виде представляет собой обеспечение доступа к ней для всех заинтересованных лиц независимо от целей для которых получается данная информация. На рынке ценных бумаг общедоступной признается та информация, которая не требует привилегий для доступа к ней либо законодательно подлежащая раскрытию.

    Процедура раскрытия информации

    Обязательное раскрытие эмитентом информации касающейся выпуска ценных бумаг проводится на следующих этапах процедуры выпуска (дополнительной эмиссии) ценных бумаг:

    • при государственной регистрации выпуска или дополнительной эмиссии ценных бумаг, а также при присвоении такому выпуску идентификационного номера;
    • на стадии размещения ценных бумаг;
    • при осуществлении государственной регистрации отчета по итогам выпуска ценных бумаг.

    Эмитент, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обязан публиковать информацию в таком информационном ресурсе, который обновляется в режиме реального времени. Ресурс должен быть предоставлен информационным агентством, которое уполномочено на проведение раскрытия информации о ценных бумагах или о прочих финансовых инструментах. Банк России аккредитовал на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и о прочих финансовых инструментах на сегодняшний день пять информационных агентств:

    • Агенство по защите информационных прав инвесторов (АЗИПИ)
    • Информационное агентство "Интерфакс" (Центр раскрытия корпоративной информации)
    • Информационное агентство AK&M
    • Агентство "ПРАЙМ-ТАСС"
    • Сайт раскрытия информации СКРИН

    Согласно законодательству эмитент обязан при публикации информации в Интернете обеспечить полный свободный доступ к этой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц с опубликованной информацией. Эмитент имеет право использовать свой сайт либо другой сайт в сети Интернет.

    С 1 февраля 2017 года появилось требование о том, что подлежащая раскрытию информация о ценных бумагах, публикуемая на сайтах информационных агентств, должна иметь квалифицированную электронную подпись. Данная подпись должна содержать в своей структуре специальные OID. Выдавать их для эмитентов ценных бумаг уполномочены удостоверяющие центры, которые авторизированы в указанных выше информационных агентствах.

    Формы раскрытия информации

    Формы раскрытия информации эмитентами могут иметь вид:

    • годового отчета;
    • бухгалтерской отчетности (годовой или квартальной);
    • списка аффилированных лиц;
    • ежеквартального отчета;
    • решения или отчёт о выпуске ценных бумаг;
    • проспекта ценных бумаг;
    • информации о сведениях, оказывающих непосредственное влияние на уровень стоимости ценных бумаг;
    • иного документа, предусмотренного законодательством РФ

    Замечание 1

    Анализируя указанные формы важно отметить, что эмитент кроме консолидированной финансовой отчетности, обязан сообщать информацию о наличии существенных фактов, которые влияют на обязательства по выпущенным им ценным бумагам.

    08.02.2018
    События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

    08.02.2018
    События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

    07.02.2018
    События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

    07.02.2018
    События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

    07.02.2018
    События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

    06.02.2018
    События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

    06.02.2018
    События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

    06.02.2018
    События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

    05.02.2018
    События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

    05.02.2018
    События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

    Читайте также: