Внешний контроль качества аудиторских фирм. Внешний контроль качества аудиторской деятельности

Дата публикации: 21.07.2017

Дата изменения: 21.07.2017

Прикрепленный файл: doc, 165 кБ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой отчетности
и аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Отчет за 2016 г.

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2016 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2016 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль качества работы;

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляло Федеральное казначейство. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

стандартов аудиторской деятельности,

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля до 4 апреля 2016 г. были установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 16н, а с 5 апреля 2016 г. - Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Федерального казначейства регулировался Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Показатели контрольной деятельности за 2016 г.

В 2016 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 7529 проверок, в том числе 1550 проверок аудиторских организаций и 5979 проверок аудиторов, включая 184 проверки индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 35 % всех аудиторских организаций, 26 % всех индивидуальных аудиторов и 28 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации.

Планирование проверок Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов внешнего контроля качества работы на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

В то же время Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок:

аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, - не чаще одного раза в два года (для Федерального казначейства); не реже одного раза в три года (для саморегулируемых организаций аудиторов);

других аудиторских организаций, а также индивидуальных аудиторов – не реже одного раза в пять лет (для саморегулируемых организаций аудиторов).

Исходя из периодичности проведения саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями проводимыми саморегулируемыми организациями аудиторов, составил в среднем за пять лет 22,1% (2012 г. – 21,0%, 2013 г. – 18,8%, 2014 г. – 21,3%, 2015 г. – 20,4%, 2016 г. – 29,0%).

Федеральное казначейство

В 2016 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство как независимый от аудиторской профессии орган осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2016 г. данную услугу оказывали более 650 аудиторских организаций.

За год Федеральным казначейством проведены 239 проверок (237 – в 2015 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 91 % являлись плановыми (96 % - в 2015 г.), 9 % - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами (4 % - в 2015 г.).

В 2016 г. имели место 6 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны Федерального казначейства. По сравнению с 2015 г. количество таких случаев сократилось на 45 %.

Количество штатных контролеров Федерального казначейства в 2016 г. составило 72 человека.

Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и федеральных стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 188 проверок (191 – в 2015 г.). По результатам этих проверок Федеральным казначейством принято 188 решений о применении мер воздействия:

44 предписания, обязывающего аудиторские организации устранить выявленные нарушения (34 – в 2015 г.);

120 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (149 – в 2015 г.);

13 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (5 – в 2015 г.);

11 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов (3 – в 2015 г.).

Кроме того, Федеральным казначейством составлено 29 протоколов об административных правонарушениях (24 – в 2015 г.), ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде).

Доля проверок, по итогам которых Федеральным казначейством приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2016 г. 79 % (81 % - в 2015 г.). Контрольная деятельность Федерального казначейства оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Саморегулируемые организации аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, характеризуется следующими данными:

По сравнению с 2015 г. количество проведенных в 2016 г. саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось на 30,2 %. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2016 г. проведено саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, уменьшилась на 0,5 процентных пункта и составила 21,8 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 95 % являлись плановыми (99 % - в 2015 г.), 5 % - проведены вне утвержденных планов (1 % - в 2015 г.), в том числе на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2016 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 1262 проверки соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (973 – в 2015 г.), а также 1241 проверка исполнения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции (986 – в 2015 г.). Все проверки по указанным вопросам проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В 2016 г. имел место 331 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. По сравнению с 2015 г. количество таких случаев увеличилось на 56 %. Они имели место во всех саморегулируемых организациях аудиторов: РСА – 83 случая, ААС – 151, АПР – 3, ИПАР – 11, РКА – 83.

Количество внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

По сравнению с 2015 г. количество проведенных в 2016 г. внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов увеличилось на 152 %. Увеличение числа проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР.

Количество внешних проверок качества работы аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов) по саморегулируемым организациям аудиторов характеризуется следующими данными:

По сравнению с 2015 г. количество проведенных в 2016 г. внешних проверок качества работы указанных аудиторов увеличилось на 43 %. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР.

В 2016 г. имели место 392 случая уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. По сравнению с 2015 г. данный показатель увеличился более чем в 11 раз.

Расходы всех саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2016 г. составили 54,8 млн. руб. или 21,6 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2015 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 0,4 %, а их доля в общих расходах саморегулируемых организаций аудиторов увеличилась на 0,3 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества имело место в ААС и РКА.

Расходы на осуществление внешнего контроля качества, млн. руб.

Расходы на осуществление внешнего контроля качества в расчете на

одну проверку, руб.

одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2016 г. составила 178,8 млн. руб. Средний размер компенсационного фонда - 35,8 млн. руб. По сравнению с 2015 г. величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов выросла во всех саморегулируемых организациях аудиторов: РСА – на 41,2 %, ААС – на 61,6 %, АПР – на 8,6 %, ИПАР – на 7,1 %, РКА на – 6,8 %. Как и в предыдущие годы, выплаты из компенсационных фондов саморегулируемыми организациями аудиторов в 2016 г. не производились.

В 2016 г. количество уполномоченных контролеров в саморегулируемых организациях аудиторов составило 519 человек, в том числе 12 штатных контролеров в РСА, ААС и АПР. Однако в осуществлении внешнего контроля качества работы фактически принимали участие лишь 398 контролеров саморегулируемых организаций аудиторов или 77 % их общего количества.

В 2016 г. 329 аудиторов прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (882 – в 2015 г.).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы
2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г.
РСА 90 69 25,1 14,5 14,7 18,0
ААС 100 99 11,8 10,8 15,6 15,8
АПР 119 91 17,0 13,7 8,3 11,5
ИПАР 21 20 30,5 36,6 14,4 21,0
РКА 68 55 17,6 19,8 14,5 18,3

По результатам проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2016 г. плановых проверок внешний контроль качества работы прошли 1241 аудиторская организация и 183 индивидуальных аудитора (100 % от общего количества проверенных саморегулируемыми организациями аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов). Вместе с тем в 2016 г. в ходе внешних проверок качества работы всеми саморегулируемыми организациями аудиторов выявлено 6931 нарушение. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемых организаций аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 165 проверок (114 – в 2015 г.). Эти меры приняты к 103 аудиторским организациям (72 – в 2015 г.) и 62 аудиторам (42 – в 2015 г.). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2016 г., характеризуются следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Принятые меры дисциплинарного воздействия

Предписания, обязывающие устранить нарушения

Предупреждения о недопустимости нарушений

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

В 2016 г. имело место увеличение количества примененных мер дисциплинарного воздействия на 62,1% по сравнению с 2015 г. Увеличение количества примененных саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия имело место по всем видам указанных мер, кроме исключения из членов саморегулируемой организации аудиторов. Доля проверок, по итогам которых саморегулируемыми организациями аудиторов приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных ими проверок аудиторских организаций составила в 2016 г. 13 % (11 % - в 2015 г.).

В ходе проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушения выявлены не были.

Недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2016 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление

внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34, ФПСАД № 7).

Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) отсутствие факта или документального свидетельства выполнения аудиторских процедур аудитором либо контроля со стороны аудитора за выполнением аудиторских процедур работниками аудиторской организации (ФПСАД № 7);

2) низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (ФПСАД № 2);

3) неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах (ФПСАД № 9);

4) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010);

5) несоблюдение порядка согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом (ФПСАД № 12);

6) отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11);

7) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения в ходе аудита сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности (ФПСАД № 26);

8) отсутствие факта или недостаточность свидетельств должного взаимодействия аудиторов при смене аудиторской организации или при смене аудитора в ходе выполнения задания, которым занимался другой аудитор (ФСАД 5/2010);

9) недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты (ФПСАД № 10);

10) отсутствие или недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; оставление без должного рассмотрения неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД № 18);

11) отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (ФПСАД № 16);

12) низкий уровень планирования аудита (ФПСАД № 3);

13) недостаточность принимаемых мер по оценке рисков существенного искажения информации (ФПСАД № 8);

15) отсутствие факта или документального свидетельства сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица (ФПСАД № 22).

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз;

2) отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости;

3) несоблюдение требования периодической смены лица, ответственного за проведение аудита бухгалтерской отчетности

4) несоблюдение требований к профессиональному поведению аудитора.

Основные проблемы системы внешнего контроля качества

В 2016 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов продолжена работа по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе: недостаточный уровень квалификации специалистов и отсутствие их ротации, низкая ответственность специалистов за результаты проведенных проверок, отсутствие действенных стимулов и заинтересованности контролеров саморегулируемых организаций аудиторов в результатах своей работы;

2) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов; отсутствие влияния этих фактов на оценку деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора;

3) отсутствие определенности в толковании понятий деловой (профессиональной) репутации аудиторских организаций, аудиторов;

4) необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

5) формальный подход к проведению внешних проверок качества работы, ограничение их лишь установлением наличия соответствующего набора рабочих документов аудитора;

6) недостаточная координация деятельности по осуществлению внешних проверок качества работы аудиторских организаций между саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством;

7) неприменение саморегулируемыми организациями аудиторов в своей деятельности форм, методов и процедур контроля, которые способствовали бы профилактике возможных нарушений установленных требований;

8) неэффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества работы, отсутствие их влияния на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

9) отсутствие специальных проверок по вопросам соблюдения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействию коррупции и подкупу иностранных должностных лиц.

Приложение к отчету

В 2016 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Вопросы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета по аудиторской деятельности (далее - Совет) и его Рабочего органа.

Минфином России проведен анализ практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов саморегулируемыми организациями аудиторов и соответствующими государственными органами за 2010 – 2015 гг. На основе проведенного анализа определены направления совершенствования внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Результаты анализа одобрены Советом (декабрь 2016 г.) и Общественным советом при Минфине России (декабрь 2016 г.). Они размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность - Контроль и надзор - Отчеты по контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов».

В целях унификации оценки нарушений, выявленных при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством, Советом одобрен Временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (декабрь 2016 г.). Временный классификатор представляет собой свод возможных нарушений Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов с указанием степени грубости нарушений и их устранимости (для существенных нарушений). Классификатор с 2017 г. применяется саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством.

Для обеспечения единообразного подхода к оценке качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Советом одобрены единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (сентябрь 2016 г.). Саморегулируемые организации аудиторов ввели эти единые критерии в действие в 2016 г.

Федеральному казначейству Советом даны рекомендации по формированию плана по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций на 2017 г. В частности, предложено применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций – объектов проверок. Исходя из этого, осуществлять внешний контроль качества работы, в первую очередь, аудиторских организаций: проводивших аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были впоследствии признаны несостоятельными (банкротами) либо в отношении которых введено финансовое оздоровление, внешнее управление; проводивших аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию, и лицензии которых были впоследствии отозваны; проводивших в 2014 – 2016 гг. обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности системообразующих кредитных и страховых организаций, а также наибольшего количества клиентов, являющихся негосударственными пенсионными фондами, организациями, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Советом велась работа по совершенствованию системы мер воздействия, принимаемых к аудиторским организациям и аудиторам в случаях недобросовестного поведения на рынке аудиторских услуг. В частности, Совет обсудил положения проекта новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посвященные ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, поддержал в целом предложения по повышению ответственности аудиторских организаций, аудиторов и аудируемых лиц, обратив внимание на необходимость реализации принципа соразмерности предусматриваемого наказания степени общественной опасности нарушения. Рабочим органом Совета подготовлены проекты толкования понятий деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора и организовано обсуждение их в аудиторском сообществе.

Совет поддержал предложение Рабочего органа по введению института погашения мер дисциплинарного и иного воздействия, примененных в отношении аудиторской организации, аудитора. Предусмотрена разработка соответствующего проекта федерального закона. Кроме того, Совет рекомендовал саморегулируемым организациям аудиторов и Минфину России раскрывать в публикуемых сведениях из соответственно реестра аудиторов и аудиторских организаций и его контрольного экземпляра только непогашенные меры дисциплинарного или иного воздействия в отношении аудиторской организации, аудитора.

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.сайт размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2015 г.». Федеральное казначейство на своем официальном Интернет-сайте систематически размещало информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Саморегулируемые организации аудиторов на своих официальных Интернет-сайтах размещают информацию о результатах осуществляемых ими мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

5 апреля 2016 г. вступило в силу Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля. Данное Положение заменило федеральный стандарт аудиторской деятельности ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 г., изданных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России и размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2015 г.».

В порядке надзора Совет рассмотрел результаты проведенных Минфином России проверок РКА, АПР и ААС по вопросам организации и осуществления ими внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и применения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов.


9 января 2017 г. некоммерческая организация утратила статус саморегулируемой организации аудиторов.

Внешний контроль- система орг. мер, методик и процедур, принятых гос. органами и общественными проф. объединениями аудиторов для проверки выполнения аудит-ми фирмами правил (стандартов) и др. нормативных док-тов, регулирующих аудит-ую деят-ть в РФ. Такой контроль может носить как системный, так и эпизодический характер. Органы, осуществляющие контроль зааудит-ой деят-тью, регулярно проводят выборочные проверки качества аудиторских заключений. Проверка качества аудита может быть проведена по инициативе эконом. субъекта, к-рый был подвергнут аудит-ой проверке, или общественной аудит-ойорг-ции. Нормативными док-тами предусматривается возможность взыскания убытков и штрафной неустойки с аудитора (аудит-ой фирмы) в случае неквалифицированной аудит-ой проверки, повлекшей расходы на перепроверку и иные убытки, а в случае составления аудит-го заключения заведомо ложного аннулирования лицензии и квалификац. аттестата аудитора, и привлечение его к уголовной ответственности.Внешний контроль профессионального объединения за деят-тью своих членов может осуществляться в виде:

постоянного надзора за выполнением правил и стандартов, а также норм профессиональной этики объединения;

контроля с использованием предоставляемой членами объединения информации о своей деят-ти и ее рез-тах в форме и порядке, установленных профессиональным объединением;

инспекционных проверок качества работы членов объединения по месту их нахождения (в том числе производственных и иных объектов, филиалов и представительств);

проверок качества, проводимых членами объединения в отношении других членов этого объединения.

Внешние проверки качества работы аудиторских организаций и аудиторов могут быть плановыми и внеплановыми.

20 Внутренняя система контроля качества аудита . В каждой аудит-ой орг-ции должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой орг-цией аудит-е проверки полностью соответствовали нормативным док-там, регулирующим аудит-ую деят-ть.Система контроля качества работы аудит-ой орг-ции должна включать:- соблюдение профессиональными сотрудниками аудит-ой орг-ции требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

Укомплектование аудит-ой орг-ции професс-ми сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необх-ми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

Поручение аудит-х заданий професс-ым сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

Выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполнения работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

Получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обст-вах соотв-щих консультаций как внутри аудит-ой орг-ции, так и вне ее;

Разработку и применение в аудиторских орг-циях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов, при этом должны приниматься во внимание как независимость аудит-ой орг-ции и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки эконом. субъекта;

Осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффек-ти функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;

Принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудит-ой орг-ции в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обяз-тей.Осн. принципы и процедуры системы контроля качества работы аудит-ой орг-ции должны быть доведены до сведения каждого професс-го сотрудника такой орг-ции.внешний, включает три вида контроля:

· предварительный;· текущий;·последующий.Професси-ные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют в ходе аудита следующие функции:

· проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы;

· проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;

выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита;

· выявляют существенные проблемы, связанные с бухг. учетом аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таких проблем и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита;

в пределах своих полномочий принимают решения, основанные на професс-ом суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решение о необходимости прибегнуть к консультациям.Рук-ли аудит-ой орг-ции могут поручать проверку рез-тов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудит-ой орг-ции рекомендуется в случаях аудита крупных и сложных экономических субъектов.По рез-там аудит-ой проверки составляется отчетный документ, который может иметь разные док-тарные формы – аудит-ая справка, отчет, акт, заключение и др. Форма этого док-та определяется в приказе о назначении аудит-ой проверки.Отдел внутреннего аудита привлекается к сотрудничеству с другими контрольными звеньями внутри и за пределами предпр-я, а именно: внешними аудиторами, департаментом безопасности предпр-я, другими подразделениями или управлениями предпр-я.В рез-те внешним аудиторам понадобится меньший объем времени для аудит-х проверок, что повлияет на стоимость аудит-х услуг. С точки зрения внешних аудиторов, совместная работа с внутренними аудиторами также обеспечит им ряд преимуществ: позволит лучше понимать деят-ть акционерного общества, минимизировать кол-во повторных тестирований в ходе внешнего аудита. Кроме того, уверенность внешних аудиторов в адекватности рез-тов работы внутр-х аудиторов обеспечит первым возм-ть работать по более обширному спектру вопросов деят-ти компании.

Методами обеспечения качества аудита является контроль. Контролю качества аудита посвящено правило (стандарт) "Внутрифирменный контроль качества аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15.07.1998 (протокол N 4). Этот стандарт состоит из четырех разделов: общие положения; функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита; требования к контролю качества работы внутри аудиторской организации; обеспечение надлежащего качества работы в ходе конкретной аудиторской проверки.

Различают два уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний. На каждом уровне осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.

Внешний уровень контроля обеспечивается проверкой уровня профессиональных аудиторов. Предварительный внешний контроль осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право занятия аудиторской деятельностью, текущий и последующий - путем постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Внешний контроль должен учитывать и множество других факторов кроме упомянутых, в том числе:

Направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслям экономики с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых отраслях;

Аудиторские риски, существующие в конкретных отраслях и секторах экономики;

Методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенности и необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретных отраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций.

Необходимо выявлять и уточнять совокупность факторов, влияющих на качество работы аудиторских организаций и (или) индивидуальных аудиторов, их взаимозависимость и значимость одного по отношению к другим и ко всей совокупности в целом, а также "зоны риска", влияющие на качество работы.

В настоящее время существуют различные мнения по поводу того, какие общественные субъекты должны проводить контрольные проверки аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Мировая практика показывает, что именно аудиторским сообществам чаще всего отдается предпочтение при делегировании функций внешнего контроля качества аудита, но такой подход в нашей стране неприемлем, так как действующая нормативная база обязывает государственные органы осуществлять надзор за соблюдением аудиторами лицензионных правил и требований. Но силами Минфина России и Банка России организовать сплошной контроль действий аудиторов невозможно, поэтому выход из сложившейся ситуации представляется в виде комбинированного государственно - общественного контроля, когда перепроверки качества действий аудиторов будут проводиться силами общественных организаций, наделенных соответствующими полномочиями со стороны лицензирующих органов.

Ведущая роль в процессе регулирования аудиторской деятельности отведена Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Направления контроля с ее стороны имеют организационный характер. Это прежде всего выдача генеральных лицензий Минфину России и Банку России.

Контроль со стороны органов, получивших генеральные лицензии, осуществляется в двух формах - предварительной и последующей. В настоящее время этот контроль в соответствии с действующим законодательством представлен в виде организации лицензирования, включающего процедуры выдачи и приостановления лицензий.

Предварительный контроль состоит в рассмотрении представленных аудиторскими организациями документов на получение лицензии. Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован следующими обстоятельствами, свидетельствующими о возможном нарушении качества услуг и установленными Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1999 N 472 (в дальнейшем - Положение).

1. Несоответствие доли уставного капитала (уставного фонда) аудиторской фирмы, принадлежащей аттестованным аудиторам, установленному лимиту (не менее 51%). Данное ограничение введено во избежание ситуаций, когда принятие важных для аудиторской фирмы решений может быть лоббировано лицами, не имеющими достаточной квалификации, подтвержденной аттестатом, в то время как мнение аттестованных аудиторов может быть проигнорировано.

2. Отсутствие в штате аудиторской фирмы достаточного количества аттестованных аудиторов по соответствующему виду аудита (их должно быть не менее двух). Данное ограничение направлено на обеспечение коллегиальности принимаемых решений и усиление внутреннего контроля работы специалистов аудиторских фирм.

3. Установление случаев неквалифицированного проведения проверок или некачественного оказания других услуг аудитором или аудиторской фирмой более одного раза. В Положении поясняется, что указанные факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензионных требований и за качеством проведения аудиторских проверок в соответствии с российскими правилами (стандартами) аудита.

4. Осуществление аудиторской организацией деятельности, не предусмотренной выданной лицензией или не связанной с аудитом. В первом случае аудиторы зачастую не в состоянии обеспечить надлежащее качество работы; об этом свидетельствует и то обстоятельство, что их компетентность в области аудита, проводимого без лицензии, не подтверждена в установленном порядке. Во втором случае аудиторы отвлекаются на осуществление действий, не связанных с аудитом, зачастую в ущерб основной деятельности, так как такого рода занятость не позволяет им отслеживать изменения, происходящие в сфере регулирования финансово - хозяйственных отношений.

Последующий контроль производится с целью проверки качества аудиторских услуг и соблюдения аудиторскими организациями требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к аудиторской деятельности. Во Временных правилах аудиторской деятельности отмечено: "Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначать проверку качества аудиторского заключения...".

Меры наказания тоже предусмотрены для случаев обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуации признается проверка, приведшая "...к убыткам для государства или для экономического субъекта", что вызывает неоднозначность толкования этого понятия. Следует предположить, что напрямую нанести убытки государству некачественным проведением проверки аудитор может в случае, если сделает ошибочный вывод о соблюдении проверяемым субъектом принципа допущения непрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявлении следующих условий:

Наличие задолженности экономического субъекта бюджету по налогам и другим платежам;

Обнаружение в ходе перепроверки признаков банкротства, ликвидации или сокращения деятельности субъекта, которые имели явно выраженный, документально прослеживаемый характер в периоде времени, за который проводился аудит, либо в течение срока проведения контролируемой проверки вплоть до даты подписания аудиторского заключения;

Окончательное отсутствие возможности погашения задолженности бюджету экономическим субъектом вследствие произошедшей после окончания аудиторской проверки ликвидации его деятельности.

Действия аудитора, которые могут привести к убыткам для экономического субъекта, следует разделить на две категории:

Причинившие ущерб экономике субъекта;

Прочие действия (бездействие), нанесшие урон интересам собственников проверяемого субъекта.

Следует отметить, что ни во Временных правилах, ни в Положении о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности не указаны объемы, сроки и периодичность проверок качества аудита; до настоящего времени отсутствуют официально утвержденные методики и процедуры, которые должны применяться контролирующими органами. Однако работа в этом направлении ведется.

Внутренний контроль должен быть организован внутри аудиторских фирм, поэтому он называется также внутрифирменным Пресняков С. К вопросу о качестве аудита. - М.; Экономика и жизнь, 2005, №34.. Эффективность системы внутреннего контроля за качеством аудита, а также процедур контроля качества в аудиторской фирме является одним из мотивов выбора экономическим субъектом данной фирмы.

В третьем разделе правила (стандарта) «Внутрифирменный контроль качества аудита" содержится требование о том, чтобы в каждой аудиторской организации была создана и поддерживалась внутрифирменная система контроля качества работы. Какой быть этой системе - должно решать руководство аудиторской организации.

Система контроля качества для разных аудиторских организаций может быть различна. Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой системы зависят от:

Размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры;

наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;

Экономической эффективности применяемой системы контроля качества.

Кроме того, система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

Соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

Укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

Поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

Выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

Получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

Разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы еще на стадии предварительного знакомства с клиентом должны отсеивать неблагонадежных экономических субъектов. Для этого аудиторам важно договориться о внутренней политике своей фирмы в отношении таких клиентов;

Осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;

Принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника. Для качественного выполнения работы в ходе конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы:

До начала аудита были утверждены руководитель и старший аудитор конкретной аудиторской проверки, что отражается во внутрифирменном стандарте "Планирование аудита";

Руководитель и старший аудитор проанализировали профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировали работу, которая может быть им поручена, и определили специфику и объем текущего контроля и проверок выполненных работ.

Следует отметить, что правила внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок не могут выступать в качестве самостоятельного критерия, поскольку они входят в состав требований, регламентируемых федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В рамках контроля за качеством аудита должна осуществляться проверка наличия определенных процедур, без которых аудит не может быть признан качественным: расчет уровня существенности (аудиторского риска); составление общего плана и программы аудита с описанием аудиторских процедур и разделов в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут подвергаться аудиту; наличие рабочей документации аудитора, которая должна показывать объем выполненной каждым аудитором работы и сделанные в ходе проверки выводы и др.

Перечень процедур проверки качества должен, в частности, включать:

Анализ видов аудиторских услуг, предоставляемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), удельного веса предоставляемых аудиторских услуг (по их видам) в общем объеме выручки от реализации платных услуг;

Сопоставление выручки, полученной от оказания услуг по проведению аудиторских проверок, с выручкой, полученной от оказания консультационных услуг (консалтинга);

Контроль наличия фактов и обоснованности претензий на качество проведенных аудиторских проверок со стороны заказчиков (пользователей), налоговых и правоохранительных органов, органов государственной власти;

Установление степени соответствия выводов и рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении (особенно в аналитической части), действующему законодательству Российской Федерации;

Проверка наличия внутренней системы контроля качества, собственных стандартов аудиторской организации, утвержденных руководством фирмы, и их соответствия правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Чтобы аудиторская деятельность отвечала необходимому профессиональному уровню, представляется необходимым соблюдение также норм Кодекса этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протокол N 16 от 28.08.2003); положений международных стандартов аудита в части, не противоречащей отечественным стандартам; внутренних стандартов аудиторской фирмы и профессионального аудиторского объединения, в которое входит фирма; условий договора на оказание аудиторских услуг и обязательств, вытекающих из существа правоотношений, определенных этим договором.

Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Языкова Светлана Владимировна

канд. экон. наук, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

E - mail : sv . yaz @ bk . ru

Руднева Наталья Сергеевна

студент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

THE PROBLEMS OF A QUALITY CONTROL OF AN AUDIT ACTIVITIES IN RUSSIAN FEDERATION

Yazykova Svetlana

candidate of economic sciences, Moscow University of Industry and Finance

“Synergy ”, Russia Moscow

Rudneva Natalya

student, Moscow University of Industry and Finance “Synergy”, Russia Moscow

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению подходов к оценке качества аудиторских услуг, а также анализу проблем реализации принципов внешнего контроля качества аудита.

ABSTRACT

This article is devoted to the consideration of an approaches of the evaluation of the quality of an audit services, as well as the analysis of the problems of an implementation of the principles audit quality control

Ключевые слова : аудит; контроль качества аудита.

Keywords : audit; audit quality control.

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемую аудиторской организацией или индивидуальным аудитором с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, проверяемого экономического субъекта.

Аудит сам по себе играет очень важную роль в функционировании любого предприятия, так как дает представление об этом предприятии как внешним, так и внутренним пользователям. Достоверные данные аудиторской проверки повышают доверие пользователей к деятельности предприятия, что способствует ее развитию. Поэтому и контроль над качеством оказания аудиторских услуг приобретает такое же значение, как и сам аудит. Однако в сегодняшних условиях функционирования рынка аудиторских услуг выделяется ряд существенных проблем, ограничивающих возможности контроля качества предоставляемых аудиторских услуг. Эти проблемы актуальны не только в РФ, но и во всех экономически развитых странах. В связи с этим целью данной статьи стоит выявление проблем реализации принципов контроля качества аудиторских услуг и определение путей их решения.

Для более точного понимания необходимо разобраться, что же собой представляет контроль качества.

Контроль качества аудита (Audit Quality Control) - совокупность процедур, выполняемых для обеспечения уверенности в том, что аудит проводится в соответствии со стандартами аудиторской деятельности .

В настоящее время выделяется 2 вида контроля качества аудита: внутренний и внешний .

Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций.

Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий.

Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования. Текущий внутренний контроль качества аудита осуществляется в форме контроля руководителя аудиторской группы за работой ее членов. На стадии последующего внутреннего контроля качества аудита руководитель аудиторской группы проверяет работу, выполняемую ассистентами и аудиторами.

Следует отметить, что проблемой является зависимость аудиторской группы от руководства организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган Мин Фин (Росфиннадзор).

Возложение проведения внешнего контроля качества аудита одновременно на две структуры зачастую приводит к ряду неурядиц.

В первую очередь это связано с тем, что и СРО и Росфиннадзор выполняют по сути одинаковые функции, заключающиеся в контроле за соблюдением аудиторскими организациями Закона № 307-Ф3, федеральных правил (стандартов), Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Недостатком также является несовпадение сроков проведения проверок со стороны данных структур. Причем разница существенна и иногда составляет несколько недель.

Помимо этого наблюдается несоблюдение некоторых принципов проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, изложенных в ФСАД 4 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» от 24.02.10, а именно:

Принцип независимости следует расширить, ибо предложенные в настоящее время критерии в полной мере не отражают все аспекты, препятствующие его осуществлению. Так, установлено, что контролер должен быть независим от объекта ВККР со всеми вытекающими последствиями, однако не учтена возможная ситуация, когда контроллер может состоять в вышеперечисленных отношениях с сотрудниками объекта ВККР, что также препятствует осуществлению принципа независимости.

Принцип обеспеченности финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами в настоящее время не реализован по отношению к первой составляющей. Проведение внешнего контроля качества является отдельно оплачиваемой аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) услугой СРО, что не отождествляется с обеспеченностью контролеров финансовыми ресурсами. Каждая СРО устанавливает свои расценки за прохождение внешнего контроля качества. Как правило, это фиксированная сумма, плюс процент от выручки.

Таким образом, контроль качества аудита является отдельно оплачиваемой аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) услугой СРО, что не отождествляется с обеспеченностью контролеров финансовыми ресурсами.

Принципы публичности результатов ВККР и обеспечения устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки в настоящий момент, также недостаточно реализованы. Результаты контроля качества аудита представлены на сайтах СРО аудиторов в ограниченном объеме информации: указан лишь период, в котором проводилась проверка, наименование аудиторской фирмы (аудитора), состав аудиторов и оценка качества аудита в баллах. Информация о мерах дисциплинарного воздействия и аудиторских организациях (индивидуальных аудиторах), к которым применены данные меры остается тайной и не раскрывается.

Это является существенной проблемой, ибо применяемые меры дисциплинарного воздействия могут оказываться как за серьезные нарушения, так и за несущественные. Таким образом, можно говорить о недостаточной реализации принципа публичности результатов проверки.

Не менее значительными проблемами являются:

1. Демократичность санкций, применяемых к нарушителям по результатам внешних проверок качества со стороны СРО аудиторов в то время, Росфиннадзор в ходе проверок предъявляет большие требования и нередко прибегает даже к исключению организации из СРО аудиторов по итогам выявленных нарушений. Данное обстоятельство приводит к тому, что по статистике 8 из 123 компаний, внесенных в план проверки со стороны Росфиннадзора, выходят из СРО до еще начала проверки.

2. Недостаточное количество в саморегулируемых организациях аудиторов соответствующих подразделений и профильных специалистов, которые занимаются непосредственно внешним контролем качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

3. Отсутствие неформального подхода к проведению внешних проверок качества.

4. Отсутствие унифицированных подходов по осуществлению внешнего контроля качества в саморегулируемых организациях аудиторов. Так, например, Московская аудиторская палата применяет всего два вида оценок по принципу соответствия и несоответствия деятельности проверяемой организации законодательству. Одновременно с этим Российская коллегия аудиторов применяет 10-ти бальную шкалу оценки качества аудита. Кроме того, зачастую применяются разные меры дисциплинарного воздействия со стороны различных СРО аудиторов за выявленные нарушения, что является, по крайней мере, несправедливым.

5. Недостаточная проработанность реагирования на поступающие жалобы в отношении деятельности аудиторов и аудиторских организаций, осложняет процесс проведения внеплановых проверок качества аудита .

При рассмотрении вышеуказанных проблем становится очевидной необходимость продолжения совершенствования терминологического, теоретического и методического аппарат аудита для обеспечения и контроля качества аудиторской работы. Также чрезвычайно актуальной является оптимизация сроков проводимых проверок как со стороны СРО аудиторов, так и со стороны Росфиннадзора.

Кроме того, в рамках принципов ВККР необходимо учитывать следующие варианты решения проблем:

Для принципа обеспеченности финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами - оплата проведения контроля качества аудита за счет средств, поступающих в СРО в качестве членских взносов, в связи с тем, что размер членских взносов также учитывает размер выручки аудиторской организации и индивидуального аудитора.

Для принципов публичности результатов ВККР и обеспечения устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки - следует обеспечить доступность большего объема информации об организациях, не прошедших ВККР и принятых к ним мер дисциплинарного воздействия.

Расширение трехуровневой системы контроля качества аудита до пятиуровневой также можно считать одним из направлений, способствующих повышению эффективности проводимого контроля

Оптимально выделить следующие уровни:

1. государственный и контролирующие органы;

2. саморегулируемые организации аудиторов;

3. заказчик (контроль осуществляется в ходе приемки отчетов аудитора);

4. контроль, осуществляемый в соответствии с соглашением о сотрудничестве;

5. внутрифирменный контроль качества аудита .

При рассмотрении контроля качества аудита, можно отметить, что существующие системы внутреннего и внешнего контроля не лишены недостатков. Присутствуют недочеты в законодательной базе, регулирующей данный аспект, существует ряд проблем, связанных с внешним и внутренним контролем. Однако при всех выявленных минусах, необходимость проведения контроля качества аудита, остается очевидной. Любой пользователь бухгалтерской отчетности как внутри организации, так и за ее пределами, должен быть уверен в ее достоверности, что во многом подтверждается аудиторским заключением. Контроль качества аудита в свою очередь позволяет достичь требований достоверности результатов проверки и соответствия выполненных процедур действующему законодательству, являющимися, по сути, главными критериями качества аудита.

Список литературы :

    Аудиторская терминология [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://users.i.com.ua/~russo/book/terms.htm

  1. Контроль качества аудита [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/kontrol-kachestva-audita.html
  2. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/monitoring/
  3. Мигунова М.А. «Системный контроль качества как способ повышения эффективности аудиторских услуг» // Аудит и финансовый анализ № 6, 2009.

1 . Контроль качества аудита – это политика и процедуры, применяемые аудиторской фирмой СРО для обеспечения достаточной уверенности в том, что все аудиторские проверки осуществлялись качественно в соответствии с задачами и общими принципами регулирования аудита, финансовой отчетности.

В аудиторской деятельности существует два вида контроля качества:

1. Внешний (проводится СРО аудиторов)

2. Внутренний (обеспечивается самой аудиторской организацией)

Аудиторские организации, аудиторы обязаны:

1. Проходить внешний контроль качества работы, в т.ч. предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию.

2. Участвовать в СРО, членами которой они являются, внешнего качества контроля работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской, финансовой отчетности ГУПов, МУПов и организаций, где более 25 % в УК принадлежит государственной собственности кроме СРО может осуществлять и Минфин.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, кодекса этики аудиторов.

СРО в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов.

Внешняя проверка:

Плановая (проводится не реже 1 раза в 5 лет, но не чаще 1 раза в год).

Внеплановая (основанием может быть поданая в СРО или Минфин жалоба на действие/бездействие аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающего ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Аудиторская организация обязана устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.

Принцип осуществления внутреннего контроля качества работ аудиторских организаций и требования к органам контроля устанавливаются ФСАД. Принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита должны выполняться в рамках всей деятельности аудиторской организации и в ходе проведения каждой аудиторской проверки.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией зависит от таких факторов как

Объем и характер деятельности аудируемого лица

Территориальное расположение

Организационная структура аудируемого лица

Соотношение затрат и выгод

Под влиянием этих факторов методы и процедуры, применяемые в аудиторской организации и объем документации будет меняться.

Общие требования организации к внутреннему контролю качества аудита:

1. Работник аудиторской организации должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности, а также норм профессионального поведения.

2. Работник аудиторской организации должен владеть надлежащими навыками, а также обладать профессиональностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью

3. Проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимый в данных условиях

4. Необходимо в достаточной мере направить работников на работу осуществить текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что исполненная работа соответствует конкретному уровню качества

5. В случае необходимости, проведения консультации со специальными, обладающими надлежащими знаниями

6. Необходимо постоянного проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами

7. Необходимо проводит регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита

В ходе аудиторской проверки руководителем аудиторской проверки должны применяться такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.

Во время проведения аудита, работники осуществляющие контрольные функции должны:

1. Осуществлять контроль за ходом аудита

2. Получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бух.учета и аудита.

3. Устранять расхождения в профессиональной деятельности работников

Таким образом, внутренний контроль качества предполагает проведение контрольных мероприятий в процессе всего аудита. Проверке подлежат не основные процедуры и выводы аудитора.

3. Аудиторским стандартом № 7 определены конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита по следующим направлениям:

1. Профессиональное требование

Для регулярного наблюдения за соблюдением норм профессионального наблюдения в аудиторской организации необходимо:

А) возложить ответственность за разрешение к/л искл. ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями

Б) возложить ответственность за получение письменных заявлений и проведение анализа на предмет полноты документации, подтверждающей соблюдение принципов независимости на лицо.

В) периодически анализировать взаимоотношения аудиторских организаций с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиторские услуги с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости или содержат признаки такого ущерба

Г) разработать процедуры, направленные на разрешение этических конфликтов и снижения риска потери независимости

Д) проверить процедуры, предусматривающие периодическую смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же.

2. Профессиональная компетентность

3. Поручение заданий

Аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимый в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости. Должен быть утвержден график проведения аудита и назначений работников для проведения аудита.

4. Контрольные полномочия

В части разработанных процедур по осуществлению контрольных полномочий необходимо направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на исходных уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа исполнена качественно.

5. Консультирование

6. Работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие услуги

7. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества аудита.

4 . Единые требования по системе контроля качества услуг устанавливаются аудиторским стандартом № 35 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Аудиторская организация обязана установить систему контроля качества предоставляемых услуг. Это необходимо для обеспечения разумной уверенности в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят соответствующие с требованиями законодательства РФ, ФСАД и внутренними стандартами аудиторской организации, и заключения и выданные отчеты аудиторской организации соответствуют условиям конкретных заданий.

Проверка качества выполнения задания – это процесс, призванный до выдачи отчета по результатам выполнения задания, объективно оценить существенные суждения при подготовке отчета.

Система контроля качества услуг включает в себя процедуры, необходимые для соблюдения принципов, обеспечивающих достижение целей за их соблюдением.

Система контроля качества услуг аудиторской организации устанавливает принципы и процедуры в отношении каждого из следующих этапов:

1. Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению количества услуг, оказывающих аудиторской организацией.

2. Этические требования

3. Принятие на обслуживание новых клиентов и продолжение сотрудничества

4. Кадровая работа

5. Выполнение задания

6. Мониторинг

Тема 4: Организация подготовки аудиторской проверки

Читайте также: