Тзр расшифровка. Учет транспортно-заготовительных расходов (тзр)

К группе транспортно-заготовительных затрат (ТЗР) относятся издержки, которые направлены на заготовку материалов, сырьевой базы, инструментария и доставку материальных ценностей. Законодательная регламентация состава этих расходов осуществляется через Приказ Минфина от 28.12.2001 г. №119н и нормы ПБУ 5/01.

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.

КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.

Норма расходов

Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации. При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально. Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:

Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.

Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

  1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
  2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:

  • применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
  • путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
  • отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).

Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).

ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.

В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:

  • при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
  • при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.

Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.

Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:

  • прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
  • обособленное отражение операций по доставке.

В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:

ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).

Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.

Счета, типовые корреспонденции

Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

  • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
  • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
  • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

Любая организация, занимающаяся покупкой готовой продукции для перепродажи или материалов для изготовления товаров, сталкивается с понятием «транспортно-заготовительные расходы» и необходимостью их учета. Ответственные лица должны быть знакомы не только со спецификой таких затрат, но и всеми возможными вариантами их расчета и последующего распределения.

Организация, закупая товар, сталкивается с необходимостью оплаты транспортных расходов. Но не все предприятия знают, что под этим понимается. Расшифровка ТЗР достаточно проста: это транспортно-заготовительные расходы. В них может входить множество разновидностей затрат. В общем виде к их числу могут относиться любые издержки, которые несет предприятие для собственного снабжения МПЗ. Все они включаются в фактическую себестоимость готовой продукции, но могут относиться к прямым или косвенным издержкам.

Точное понятие транспортно-заготовительных расходов дано в Методических указаниях (пункт 70), которые были утверждены Минфином в приказе № 119н от 28 декабря 2001 года. Согласно документу, под ТЗР понимаются затраты предприятия, которые напрямую связаны с заготовкой и доставкой материалов на производство.

Перечень ТЗР

Полного перечня ТЗР не существует. Во многом это связано с тем, что характеристика транспортно-заготовительных расходов на разных предприятиях своя, обусловленная спецификой работы организации. В общем же виде в число ТЗР включаются расходы, связанные с:

  • погрузкой и разгрузкой материалов;
  • транспортировкой, не включенной в стоимость товаров;
  • содержанием складских помещений, предназначенных для хранения материалов до момента их использования в производстве;
  • содержанием складских и заготовительных пунктов в местах самих заготовок (за минусом заработной платы и соц. пакета);
  • оплатой работы организаций, оказывающих посреднические, снабженческие или внешнеэкономические услуги (речь идет о наценках и надбавках);
  • пересечением таможенных границ;
  • издержками за хранение материалов в портах, пристанях или ж/д-станциях;
  • командировками, направленными на покупку или заготовку материалов;
  • появлением недостачи или порчи материалов в ходе их транспортировки или хранения (но не больше, чем предусмотренный размер естественной убыли).

Общая сумма ТЗР может включать и другие суммы. Главное, чтобы разновидности затрат подпадали под определение транспортно-заготовительных расходов.

Порядок учета

Законодательно установлены и способы учета ТЗР. Все 3 возможных варианта перечислены в Методических указаниях. Речь идет о следующих способах:

  1. отнесение на счет 16 (там отображаются отклонения в стоимости МПЗ);
  2. отнесение ТЗР на счет 10 «Материалы» (но дополнительно здесь создается отдельный субсчет для таких расходов);
  3. включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретенных материалов, которые учитываются по счету 10.

Последний вариант обычно используется компаниями, где количество используемых материалов невелико или если некоторые виды материалов несут существенное значение. Чаще же всего помогает учесть ТЗР счет 10, точнее отдельный субсчет.

Вне зависимости от того, какой вариант выбрала компания, необходимо, чтобы в учетной политике была прописана возможность его использования.

Для упрощенцев предусмотрен еще один вариант списания ТЗР. Согласно пункту 13.1 ПБУ 5/01 сделать это можно непосредственно в момент возникновениях этих затрат.

Формулы для налогового учета ТЗР

Говоря о ТЗР, необходимо помнить, что их налоговый учет имеет некоторые нюансы. Причем формула транспортно-заготовительных расчетов будет зависеть от того, является ли организация торговой или осуществляет производство товаров. Но в обоих случаях бухгалтер должен максимально точно определить размер ТЗР для конкретного периода.

Торговые предприятия руководствуются статьей 320 НК РФ. Схема расчета при этом такова:

  1. Рассчитывает процент ТЗР. Формула его определения выглядит следующим образом:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – средний процент ТЗР на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те ТЗР, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – ТЗР, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.
  1. Вычисляют сумму ТЗР по нереализованным товаров (ТР ост), путем умножения полученного коэффициента на остаток товаров на конец месяца.
  2. Далее определяется сумма расходов, пригодная для списания. При этом используется следующая формула ТЗР: ТР0 + ТР1 — ТР ост.

Если же речь идет о производстве, то там уже учитываются не товары, а материалы, используемые предприятием.

Стоимость транспортно-заготовительных расходов без НДС определяется по расчетной ставке 100/118 от общей стоимости услуг. Сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118 от общей стоимости услуг. Транспортно-заготовительные расходы распределяются между остатками материалов, оставшихся на складах и израсходованных на производство, согласно среднему проценту транспортно-заготовительных расходов.

Комментарии: ТЗР в 1 строке рассчитывается по формуле: коэффициент соответствующего субсчёта умножить на ТЗР из табл.2.8.

Данные ко второй строке брать из 8-13 проводку. 3 строка – сумма 1+2.

% ТЗР: (ТЗР\ Ст-ть по ценам поставщиков) * 100

6 строка: сумма пятой строки по изделиям.

7 строка: 3-6 строка.

Таблица 2.21

Расчёт транспортно-заготовительных расходов

Показатели

Основные материалы

Покупные полуфабрикаты

Прочие материалы

Запасные части

Малоценный инвентарь

Стоимость по ценам поставщиков

Стоимость по ценам поставщиков

Стоимость по ценам поставщиков

Стоимость по ценам поставщиков

1. Остаток на 1.03

2. Поступило за месяц

3. Итого с остатком

4. % ТЗР к стоимости по отпускным ценам

5. Израсходовано за месяц:

На изделия А

На изделия Б

На цеховые расходы

На общехозяйственные расходы

6. Итого израсходовано

7. Остаток на 1.04

Расчёт отчислений в фонды социального страхования и социального обеспечения

Базой для расчета суммы отчислений в фонды социального страхования и социального обеспечения – Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – служит начисленная за март месяц заработная плата работникам предприятия (зарплата+премия+отпускные).

Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно - заготовительных расходов входят:

Расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

Расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

Расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

Плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

Плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

Расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

Стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;

Другие расходы.

Транспортно - заготовительные расходы (ТЗР) организации принимают к учету путем:

а) отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», согласно расчетным документам поставщика;

б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;

в) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально - производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.). Транспортно - заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов.

Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:

· при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов;

· удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков);

· в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;

ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;

ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной), стоимости материалов) не превышает 5 процентов.

При списании транспортно - заготовительных расходов в бухгалтерском учете производится запись по дебету тех счетов учета затрат, на которые были отпущены материалы по учетным ценам (20,23,25,26,29,28,44,90 и других) и кредиту счета10 субсчет «Транспортно - заготовительные расходы» или 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» в зависимости от выбранного варианта учета транспортно - заготовительных расходов.

Все расходы, связанные с приобретением товаров и запасов, учитываются отдельной статьей расходов в балансе. Впоследствии они должны быть списаны на себестоимость или общую сумму затрат организации за текущий период.

Суть

В бухучете транспортно-заготовительные расходы включают затраты, связанные с доставкой материалов (п. 70 приказ Минфина № 119н), в том числе:

  • погрузочные работы;
  • транспортировка;
  • командировочные;
  • хранение материалов на ж/д станциях, пристанях;
  • складской комплекс, в том числе затраты на содержание заготовительных пунктов;
  • плату за кредиты;
  • недостача и порча;
  • наценки, надбавки.

Учет транспортно-заготовительных расходов осуществляется одним из таких способов:

  • непосредственно в себестоимости материалов;
  • на счете 15 «Заготовление сырья» обособленно;
  • на отдельном субсчете, подключенном к счету 10 «Материалы».

Выбранный способ прописывается в учетной политике.

Проводки

Если организация транспортно-заготовительные расходы относит на фактическую себестоимость, то делаются такие проводки:

  • Д-т 10 К-т 60 (20, 75) – поступление материалов.
  • Д-т 10 К-т 60 (76, 26) – отнесены расходы на себестоимость.

Рассмотрим, как обособленно учитываются транспортно-заготовительные расходы.

  • Д-т 10 К-т 60 (20) – поступление сырья.
  • Д-т 10 К-т 76 (23) – учтены ТЗР.
  • Д-т 15 К-т 76 – поступление материалов по договорной стоимости.
  • Д-т 15 К-т 76 – учтены расходы на транспортировку в фактической себестоимости.
  • Д-т 10 К-т 15 – оприходование материалов.

Отклонение стоимостей также списывается в момент принятия к учету сырья:

  • Д-т 16 К-т 15 – отклонение фактической стоимости от учетной.
  • Д-т 15 К-т 16 – превышение цены над фактической стоимостью.

Если учитываются обособленно транспортно-заготовительные расходы, материалы должны быть разделены по группам. По ним же будут распределяться затраты. Материалы будут приходоваться по учетным ценам:

  • утвержденным организацией;
  • прописанным в договоре;
  • фактической себестоимость за прошедший период.

Если цена отклоняется от себестоимости более чем на 10 %, ее нужно проверять.

Если ТЗР учитываются отдельно, их нужно списывать в конце месяца проводкой Д-т 20 (25) К-т 16 (10).

Дробление расходов

Рассмотрим детальнее, как можно распределять транспортно-заготовительные расходы:

  • Процент затрат не превышает 1/10 от стоимости всех материалов: все расходы, принятые к учету в текущем периоде, полностью распределяется на материалы, списанные на счета 20, 23 и 91-2.
  • ТЗР не превышает 5 % от стоимости материалов: сумма расходов полностью списывается в текущем периоде на стоимость привезенного сырья.
  • По среднему проценту расходов.
  • По проценту на начало отчетного периода. Завышение или занижение суммы затрат в текущем месяце следует откорректировать в следующем месяце.
  • По нормативам. Суммы расходов, превышающие утвержденные значения, учитываются в следующем периоде.

Расчеты

Как указано, транспортно-заготовительные расходы в некоторых случаях приходуются по среднему проценту. Рассмотрим детальнее, как его рассчитать:

  • (Остаток транспортных затрат на начало периода + Сумма расходов по доставке материалов в текущем месяце) : (Стоимость запасов на начало месяца + Стоимость поступивших материалов) х 100%,
  • Средний % списанных МЗП: Учетная стоимость запасов.

Пример 1

ОАО занимается изготовлением изделий из металла. Учет материалов предприятие ведет на счетах 15 и 16. На 01.02 в балансе числилось:

  • сч. 10: 10 тонн металла на сумму 28 000 руб.;
  • сч. 16: остаток ТЗР в сумме 3000 руб.

В течение месяца ОАО купило 50 тонн металла на сумму 168 150 руб. Стоимость доставки этой партии составляет 17,7 тыс. руб. В этом же периоде 35 тонн металла было передано в производство. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 – 142,5 тыс. руб. – поступление металла.
  • Д-т 19 К-т 60 – 25,65 тыс. руб. – учтен НДС.
  • Д-т 68 К-т 19 – 25,65 руб. – принят к вычету налог по купленному сырью.
  • Д-т 10 К-т 15 – 140 тыс. руб. – оприходован металл.
  • Д-т 15 К-т 60 – 15 тыс. руб. – отражена стоимость доставки.
  • Д-т 19 К-т 60 – 2,7 тыс. руб. – учет налог из ТЗР.
  • Д-т 68 К-т 19 – 2,7 тыс. руб. – вычет налога по ТЗР.
  • Д-т 16 К-т 15 – 17,5 тыс. руб. (142,5 + 15 – 140) – списана разница между ценой и себестоимостью.
  • Д-т 20 К-т 10 – 98 тыс. руб.– металл передан в производство.

Стоимость сырья, подлежащего списанию в феврале, рассчитывается так:

  1. 2,8 - 10 + 2,8 х 50 = 168 тыс. руб. - стоимость металла с учетом начального остатка.
  2. 3 + 17,5 = 20,5 тыс. руб. - сумма ТЗР, в том числе с начальным остатком.
  3. 20,5 / 168 х 100 = 12,2 % - средний процент.

ТЗР, подлежащие списанию в феврале (98 х 12,2 % = 11,956 тыс. руб.), учитываются проводкой Д-т 20 К-т 16.

Особенности

Как распределить складские расходы по нескольким видам материалов, при условии, что они были доставлены одним перевозчиком? Для таких случаев организация может разработать отдельную методику учета расходов и закрепить ее в учетной политике.

Например, можно указать, что при доставке разнородных МЗП одним автомобилем ТЗР будут распределять пропорционально количеству, весу или их объему. Если осуществляется поставка разнородных групп материалов (одни измеряются в штуках, другие – в тоннах), то нужно либо привести все единицы измерения к одному знаменателю, либо расходы распределяются между группами, например, пропорционально количеству мест в автотранспортном средстве. Следующий этап – внутри каждой группы распределить затраты прямопропорционально действующих там единиц измерения.

Пример 2

В организацию одним автомобилем было доставлено сто листов листового металла и двести метровых уголков. Транспортно-заготовительные расходы составляют 7 тыс. руб. без учета суммы налога. С целью распределения расходов бухгалтер привел все единицы измерения к килограммам. Вес одного листа - 60 кг, одного метра уголка – 15 кг.

Общий вес: 60 х 100 + 15 х 200 = 9 тыс. кг.

Затраты по доставке металла составляют: 7 х 6: 9 = 4,667 тыс. руб.

Затраты по доставке уголка составляют: 7 х 3: 9 = 2,333 тыс. руб.

Налоговый учет

Учитывать в НУ ТЗР можно одним из трех способов. Выбранный вариант следует утвердить в учетной политике и применять минимум два года.

Вариант 1. Списывать все затраты на материальные запасы

Если вся сумма расходов относится к одной позиции материалов, то они полностью включаются в стоимость этой позиции. Например, если на автомобиле было доставлено сырье одного наименования, вся сумма расходов по транспортировке входит в состав этих запасов. Если затраты относятся к нескольким позициям сырья, то они распределяются пропорционально стоимости запасов.

Пример

Транспортная компания доставила организации материалы (0,3 тонны гвоздей и 0,5 тонны шурупов) на одном автомобиле. Стоимость услуги составила 3 тыс. руб. Цена сырья: 30 руб./кг гвоздей, 10 руб./кг шурупов.

Стоимость доставки распределяется на сырье:

  1. 3 х (0,3 х 30) : (0,3 х 30 + 0,5 х 10) = 1,929 тыс. руб. – гвозди;
  2. 3 – 1,929 = 1,071 тыс. руб. – шурупы.

Вариант 2. ТЗР учитываются обособлено, а в конце каждого периода распределяются между товарами и остатками на складе

Расчет суммы расходов осуществляется отдельно по каждому товару по такой формуле:

  • ТЗР = Стоимость материалов в производстве х (Остаток ТЗР на начало месяца на складе + сумма поступивших ТЗР за текущий месяц) : (Стоимость отпущенных в производство материалов + Стоимость запасов на конец периода).

В НК РФ этот метод предусмотрен только для определения суммы затрат по реализованным товарам. Но его использование в отношении запасов не противоречит законодательству, не приводит к искажению информации.

Вариант 3. Применяется только к проданным товарам

Все затраты, кроме расходов по доставке, единовременно списываются в состав прочих. В частности:

  • оплата услуг страхования - на дату уплаты премии;
  • пошлины - на дату уплаты;
  • вознаграждение посреднику - в день перечисления средств со счета.

Транспортные расходы списываются на затраты в части, относящейся на реализованные в текущем периоде товары. Сумма определяется по такой формуле:

  • ТЗР = Стоимость реализованных товаров х (ТЗР на начало месяца + ТЗР текущего периода) : (Стоимость проданных товаров + Стоимость остатка товаров на складе).

При УСН ТЗР относятся на налоговые расходы на дату, которая наступит позже, будь то принятие к учету или оплата поставщику. Отпуск сырья в производство для НУ значения не имеет.

Пример 3

Торговая организация в июне 2015 года закупила материальные запасы на сумму 708 тыс. руб. Расходы по их доставке составили 23,6 тыс. руб. Учетной политикой предусмотрено, что эти затраты включаются в себестоимость. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 - 600 тыс. руб. - покупная стоимость сырья.
  • Д-т 15 К-т 60 - 20 тыс. руб. - стоимость ТЗР.
  • Д-т 19 К-т 60 - 3,6 тыс. руб. - НДС по ТЗР.
  • Д-т 41 К-т 15 - 620 тыс. руб. - фактическая себестоимость.

Пример 4

Дополним условия предыдущего примера. Допустим, учетной политикой условного ООО предусмотрено, что ТЗР включаются в расходы на реализацию. Фактическая себестоимость формируется на счете 41:

  • Д-т 41 К-т 60 - 600 тыс. руб. - покупная стоимость сырья.
  • Д-т 19 К-т 60 - 108 тыс. руб. - отражен НДС.
  • Д-т 41 К-т 60 - 20 тыс. руб. - стоимость ТЗР.

Пример 5

Существует еще один способ учета. ТЗР можно отображать на одноименном субсчете, открытом к счету 44. Затем эти суммы подлежат списанию.

Допустим, организация осуществляет доставку товаров на склад своим транспортом. За половину 2015 года зарплата водителя составила 150 тыс. руб., отчисления на соцстрахование – 5 тыс. руб., расходы на ГСМ - 20 000 руб. Проводки:

  • Д-т 44 К-т 70 - 150 тыс. руб. - зарплата водителя.
  • Д-т 44 К-т 69 - 53,4 тыс. руб. - начислены сборы на зарплату.
  • Д-т 44 К-т 02 - 5 тыс. руб. - начислена амортизация.
  • Д-т 44 К-т 60 - 20 тыс. руб. - расходы на ГСМ.

Если организация одним и тем же ТС осуществляет доставку товара на свой склад и клиентам, то разделять расходы очень тяжело. В таких случаях рекомендуется в учетной политике прописать, что все суммы будут списываться на счет 44 без дальнейшего распределения.

Складской комплекс в неторговых организациях

Порядок учета запасов подробно расписан в Методических указаниях по БУ МЗП. Излишнее сырье списывается на счет 41 по себестоимости с учетом ТЗР. Неторговые предприятия могут покупать товары через подразделения, осуществляющие торговую деятельность. Тогда ТЗР учитываются на счете 44 по субсчету «Коммерческие расходы».

Многопрофильные организации осуществляют несколько видов деятельности. Транспортные расходы таких предприятий учитываются по Д-т счета 23, оказанные услуги списываются с К-т 23 в Д-т 20 (29) по себестоимости. Способ распределения затрат организация может выбирать самостоятельно: пропорционально реализации, количеству сотрудников. Главное - этот порядок учета утвердить соответствующим приказом руководителя.

Метод списания оставшихся сумм ТЗР на конец периода определяется по бухгалтерскому учету. Чаще всего эти расходы переносятся в Д-т 90. Остаток по счету 44 соответствует сумме расходов, приходящихся на остаток непроданных на конец периода товаров. Сумма ТЗР на конец периода определяется по среднему проценту затрат за отчетный месяц.

Читайте также: