Тема индустриальное общество в начале 20 века. Презентация на тему "Индустриальные страны во второй половине XIX - начале XX века"

«СССР в послевоенные годы» - Изменения в уставе партии. Задание: какие эмоции вы испытали при чтении текста параграфа? Эпиграф: Задание: рассмотрите советские плакаты, относящиеся к данной эпохе. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. 4. Красная шляпа. 6. Зелёная шляпа. Уничтожение Сталиным возможных конкурентов в борьбе за власть.

«Перестройка» - Лекция 4 Перестройка. Перевод в долларах по курсу Госбанка СССР. Е. Ясин 2010. Вопросы: Вашингтон: Всемирный банк, 1993. Источник: Гайдар, Гибель империи, сс.114-118. Источник: Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Внешняя торговля СССР со странами ОЭСР. Цены на пшеницу на мировом рынке.

«Политика Хрущева» - 1964 – пленум ЦК КПСС. И.И. Иванов Знаменитый механизатор. Начало освоения целины. Тут спорили и вспоминали с благодарностью. « Если бы мы так работали как вы, мы бы в трубу вылетели.» Этап укрупнения колхозов. Производство электроэнергии Добыча нефти в СССР. Ответ аргументируйте. «Портретная галерея».

«Михаил Горбачёв» - Политика. Биография. Карьера. Работу выполнил студент 6 группы 1 курса МЭО, Санько Д.С. Михаил Сергеевич Горбачев.

«Ельцин президент» - Дорогие друзья! Работа по группам: И я не должен мешать естественному ходу истории. Я хочу попросить у вас прощения. Не по моему характеру! Дорогие россияне! За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. Вы заслужили счастье. I этап - Постановка учебной задачи: вступительное слово учителя создание противоречия.

«Культура 20 века» - Основатель: П. Пикассо. Киноискусство. Социалистический реализм. Развитие транспорта и современных средств связи. Рекомендуем прочесть. Экологические проблемы техногенные катастрофы. Американские архитекторы (Райт, Фуллер, Ямасаки). Открытие ядерной энергии. Представители: М. Дюшан, М. Эрнст, Т. Тцара.

Всего в теме 15 презентаций




Средние века Раннее Новое время Период Нового времени Эпоха Возрожд ения Начало Нового времени XV в. н.э. Окончание раннего Нового времени. XVIII в. Завершение Нового времени. Рубеж XIX-XX вв. Традицион- ное общество Переход от традиционного общества к индустриальному Индустриальное общество Новей шее время Задание: нарисовать ленту времени.


Раннее Новое время Период Нового времени Новейшее время Начало Нового времени XV в. н.э. Окончание раннего Нового времени. XVIII в. Завершение Нового времени. Рубеж XIX-XX вв. Постиндуст риальное общество Переход от традиционного общества к индустриальному Индустриальное общество


Основные понятия темы Традиционное общество – общество, для которого характерно преобладание натурального хозяйства, строгая иерархия и следование традициям предков. Индустриальное общество – общество, для которого характерно массовое производство товаров, разделение труда, машинизация и автоматизация производства


Постиндустриальное общество - это общество, для которого характерно развитие энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей. Основные понятия Основные понятия


Сравните данные, приведенные в таблице и сделайте выводы Год Страны Велико британ ия США Герма ния Фран ция Россия Австро- Венгрия Италия Япония,918,513,614,513,214,87,86,86,17,66,86,14,44,74,42,52,52,4-- ок. 1 Доля в мировом промышленном производстве в % стр. 22 ж/у


Год Страны Велико британ ия США Герма ния Фран ция Россия Австро- Венгрия Италия Япония,7441,044,945,662,675,991,997,349,256,064,566,938,338,39,539,7116,8135,6159,3175,142,646,750,852,130,032,234,435,139,943,849,151,3 Население в млн. чел. Сравните данные, приведенные в таблице и сделайте выводы


Эшелоны модернизации Эшелоны модернизации 1. Эшелон – страны старого капитализма(центр) индустриальное общество развивалось эволюционно 2. Эшелон – страны молодого капитализма (срединная зона) модернизация проводилась за счет целенаправленных реформ 3. Эшелон – страны отдаленные от центра, преобладают нормы традиционного общества и процессы модернизации распространялись ограниченно 1 Великобритания, Франция 2 Германия, Италия, Австрийская Империя, США, Россия 3 Латинская Америка, Испания, Португалия








Основные изменения в развитии: Улучшение средств коммуникаций между людьми народами и государствами (развитие транспорта (воздушного), появление радио, телевидения, телефонов, произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен информацией, идеями, культурными ценностями. Ускорилась миграция населения).




Основные изменения в развитии: Повысился уровень доходов население, сократилась продолжительность рабочего дня, труд становился творческим. В развитых странах улучшились условия досуга, доступ к образованию, медицине, участия в общественно-политической жизни.

















Проблемы Футуршок или кризис человека (страх перед будущим, человек теряется в потоках информации, становится очень трудно ориентироваться в повседневной реальности). Кризис человека проявляется в разных формах. А именно: рост психических заболеваний, изучение будущего с помощью магии и гороскопов, а не науки; возникновение массовых нетрадиционных движений.


Вопросы для беседы: 1. Что такое всеобщая история? 2. Чем отличается традиционное общество от индустриального? 3. Какова численность мира к началу XX века? 4. Каковы особенности развития мира в начале XX века? 5. Какие проблемы встали перед человечеством на пороге XIX-XX вв.?


Самостоятельная работа Новые черты в экономике Что это означает? Ускорение развития Вторая промышленно-технологическая революция Формирование индустриального общества завершилось: На путь ускоренной модернизации встали: Началось массовое производство промышленных товаров Усилилась концентрация производства и капитала Усилилась концентрация банковского капитала Формирование финансового капитала Государство вынуждено было проводить антимонопольную политику

Слайд 2

Распределите. Что, по вашему мнению, относится кА) традиционному и Б) индустриальному обществу

Слайд 3

Промышленная революция и изменения в обществе Неравномерность развития капитализма

Слайд 4

1 2 3 Страны старого капитализма – Англия, Франция Страны молодого капитализма – Германия, США, Россия, Италия Отдаленные от центра – Латинская Америка, Испания, Португалия Эшелоны модернизации

Слайд 5

Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственны более развитому обществу. Модернизация – это длительный и очень сложный процесс, в его ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества. В XIX веке благодаря завершению промышленного переворота развивается индустриализация. Модернизация

Слайд 6

Пути развития капитализма

Слайд 7

Империализм –капитализм монополистический, «организованный»– это особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества – экономической, политической, идеологической, культурной.

В конце XIX в. на смену капитализму свобод-ной конкуренции пришёл монополистический капитализм (империализм).

Слайд 8

Предпосылки обновления производства: 1. Изобретение промышленного электродвигателя привело к значительному росту производительности труда во всех отраслях промышленности. Томас Эдисон и его лампочка Первая в мире электростанция в Нью-Йорке, построенная по проекту Эдисона

Слайд 9

2. Появление автомобиля сформировало целую индустрию автомобилестроения

Слайд 10

Использование газа. Плакат 1892 года. 3. На смену углю пришел новый источник энергии – нефть и газ. Появляется дизельный двигатель (создан Рудольфом Дизелем в 1896г.), которым оснащают подводные лодки, автомобили, танки, самолеты. Нефтепромыслы в районе Баку

Слайд 11

Первый тяжёлый английский танк 1915 г. Французский самолёт – истребитель 1915 г.

Слайд 12

4. Революцией в организации труда явился сборочный конвейер, сделавший возможным поточное, серийное производство Ленточный конвейер на автомобильном заводе Генри Форда

Слайд 13

Неизбежными стали экономические кризисы перепроизводства, которые вели к росту безработицы и усилению нищеты рабочих. 1825 г. – первый кризис перепроизводства в Англии. 1836 – 1837 г.г. – кризис в Англии, Франции, США. 1847 г. – кризис на всём европейском континенте. 1858 г. – мировой экономический кризис. Фабрика ↓ Машинное производство ↓ Уменьшение числа работников ↓ Падение покупательной способности ↓ Перенасыщение внутреннего рынка товарами

Слайд 14

Кризисы перепроизводства Последствия кризисов Экономические последствия Социальные последствия Сокращение производства Разорение мелких и средних соб-ственников Концентрация производства и капитала Образование монополий Сокращение зар. платы Рост без-работицы Ухудшение положения населения Социальные потрясения

Слайд 15

Нефтяной король Д.Рокфеллер поглощаетмировой рынок. Признаки империализма 1. Концентрация производства и капиталов и появление монополий Формы монополий: картели – определяли цены и объем производства; синдикаты – занимались совместным сбытом продукции через общую для всех контору; тресты – полностью объединяли собственность для совместного производства, подчинялись единому управлению; концерны – объединение трестов или предприятий различных отраслей хозяйства, находящихся под единым управлением.

Слайд 16

к.18- н.19вв. к.19- н.20вв. монополия анархия, конкуренция Монопольно- высокая цена Монополия– промышленная или финансовая корпо-рация, сосредоточившая в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства.

Слайд 17

к.18- н.19вв. к.19- н.20вв. Финансово-промышленные группы 2. Слияние банковского и промышленного капитала, образование финансовой олигархии.

Слайд 18

к.18- н.19вв. к.19- н.20вв. метрополия товар колония метрополия колония капитал ПРИБЫЛЬ 3.Преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров

Слайд 19

к.19- н.20вв. 4.Создание международных монополистических союзов, которые делят мир на сферы влияния.

Слайд 20

к.19- н.20вв. 5. Закончен территориальный раздел мира, началась борьба за его передел.

Слайд 21

Социальные последствия индустриализации

Численность наемных работников значительно увеличилась. Среди наемных работников выделился слой руководителей, инженеров, специалистов, получающих сравнительно высокую заработную плату. Среди рабочего класса сформировалась «рабочая аристократия» - квалифицированные обученные рабочие, мастера. Большую группу рабочих составляли работники с низким уровнем квалификации (грузчики, уборщики и т.д.), которые активно участвовали в митингах и забастовках. Появились новые женские профессии (телефонистки, машинистки, секретари). Возникли первые женские организации, выступавшие за равноправие женщин.Слайд 24

Вопросы и задания для самоконтроля

Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе в середине XIX в.? Назовите причины и последствия экономических кризисов перепроизводства, определите их влияние на жизнь различных слоёв населения. Докажите, что капиталистическое развитие стран шло неравномерно. Сравните «американский» и «прусский» путь развития капитализма. Какой путь является предпочтительным для динамичного развития страны? Расскажите о развитии «организованного» капитализма. Какие причины лежали в основе этого процесса? Расскажите о новых изобретениях в технике, продолживших цепь открытий, сделанных в XVIII в. Как влияли технические изобретения на повседневную жизнь человека XIX – XX в.в.?

Посмотреть все слайды

Тема: «Индустриальное общество в начале 20 века».

Задачи: 1. Изучить периодизацию новейшей истории и процессы присущие периодам новейшей истории;

2. сформировать первоначальное представление о масштабах, достижениях и проблемах 20 века;

3. выявить причины важнейших перемен в экономике стран Европы;

4. сформулировать основные черты индустриального общества;

5. развивать умение группировать исторические факты по предложенным критериям и делать обобщающие выводы.

Оборудование: карта «Мир в конце 19 – начале 20 века».

Ход урока.

    Организационный момент.

20 век – близкая история. Изучение которой будет строится не только на материале учебника, но на документах, воспоминаниях участников событий, материалах СМИ.

    Изучение нового материала.

а/ работа с линией времени:

Посмотрите форзац учебника, познакомьтесь с датами 20 века;

Отметьте на линии времени даты: 1917г, 1945г, 1989г.

Какое событие связано с каждой из этих дат. Согласны ли вы с мнением участников европейского семинара учителей, что эти даты являются ключевыми в истории 20 века?

б/ работа с таблицей:

какие технические достижения и открытия имели место в период первой технической революции?

Первая промышленная революция 18-19 вв.

Вторая промышленно- технологическая революция конец19- пер. пол. 20 века.

Третья промышленно-технологическая революция с 70-х гг. 20 века.

Век парового двигателя, машиностроения, домен, ткацкого станка, железной дороги.

Век самолётов, радио, электричества, телефона, автомобиля.

Век микроэлектроники, биотехнологий, информационных технологий.

в/ работа с понятиями, схемами:

Что такое модернизация (работа со словарём учебника).

Не все страны одновременно вступили в процесс модернизации. Назовите наиболее развитые государства.

Эшелоны модернизации:

1 эшелон: страны передовые, индустриальные;

2 эшелон: страны «догоняющего развития»;

3 эшелон: традиционные страны.

Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?

Объясните понятие «традиционные страны».

Назовите страны 1, 2, 3, эшелонов.

В результате промышленно – технологических революций 20 века в обществе произошёл переход от индустриального общества к постиндустриальному.

- дайте определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Вторая промышленно- технологическая революция.

Сущность.

Ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, техники, технологии. (машиностроение, автомобильная промышленность, электротехническая, нефтехимия).

Причины.

Исчерпаны возможности повышения эффективности производства в рамках прежних научно-технических изобретений. Фундаментальные открытия и изобретения.

Особенности.

Быстрое внедрение новых достижений науки и техники, развитие новых отраслей промышленности.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА:

1.начало массового производства промышленных товаров;

2. концентрация производства и капитала.

3. усиление регулирующей роли государства в экономике.

4. расширение социальных функций государства.

г/ работа в группах:

Отметить особенности развития каждой страны;

К чему может привести неравномерное экономическое развитие?

3. итог урока. Домашнее задание. П.1-2, ответить на вопросы к статистическим таблицам на с.22.

Индустриальное общество в начале 20 века окончательно сформировалось. Какими признаками и особенностями оно характеризуется? Постараемся ответить на этот вопрос.

Когда появилось понятие?

Термин появился еще в 19 веке.

Он возник как противоположное значение «отсталой» экономики, «старого режима», традиционной (аграрной) модели развития.

Признаки в начале 20 века

Историческая и экономическая науки выделяют следующие признаки:

  • урбанизация;
  • классовое деление общества;
  • индустриализация;
  • представительная демократия;
  • смена политических элит;
  • малая в сравнении с современным обществом;
  • развитие точных наук, технологий;
  • демографический спад;
  • формирование потребительского мышления;
  • складывание национальных государств;
  • окончательное оформление частной собственности;
  • борьба за ресурсы.

Урбанизация

Индустриальное общество в начале 20 века характеризуется развитием урбанизации, то есть ростом городов.

Люди в поисках работы начинают переезжать из традиционных сельских мест в крупные промышленные центры. Города нового типа - это не средневековые крепости. Это мощные гиганты, поглощающие в себя людские и материальные ресурсы.

Классовое деление общества

Становление индустриального общества в начале 20 века связано с классовым делением общества.

Аграрная модель развития также не знала равенства между людьми. Но в ней существовали сословия, то есть положение в обществе в зависимости от рождения. Невозможен был переход между ними. Например, крестьянин никогда не мог стать дворянином. Редкие случаи, конечно, были, но они составляют исключения из правил.

При классовом делении хоть и наблюдается антагонизм, то есть нетерпимость, конфликт, ущемление в правах, однако переход из одного класса в другой возможен. Рождение уже не играло никакой роли. Даже самый нищий пролетарий мог стать промышленным магнатом, получить политическое влияние и привилегированное положение.

Смена элит

Также индустриальное общество в начале 20 века характеризуется сменой элит.

Как политических, так и экономических. Связано это с тем, что сменился характер войны. Раньше от профессиональных воинов, умеющих мастерски владеть оружием, зависели исходы битв. С появлением пороха, тяжелых пушек, кораблей нужны были деньги на развитие. Теперь любой новичок при помощи ружья мог спокойно застрелить даже виртуозного в боевом искусстве японского самурая. История Япония служит ярким примером. Новые, наскоро собранные полки с мушкетами побеждали в гражданской войне профессионалов с холодным оружием, всю жизнь занимающихся самоподготовкой.

Этот же пример можно привести и в отечественной истории. В начале 20 века все страны мира имели на вооружении рекрутские многочисленные армии с огнестрельным оружие.

в начале 20 века: демографический спад

Развитие науки и техники привело к существенному снижению рождаемости. Это обусловлено тремя причинами:

  • Рынок требует профессиональных людей.

Уже недостаточно иметь руки и ноги, необходимо образование.

Востребованы техники, инженеры. На образование уходит много времени. Женщинам уже некогда рожать по 5-6 детей, как это было ранее, так как на них нужно много времени, что не позволит развиваться профессионально.

  • Отсутствие в необходимости земельного поощрения.

Во многих обществах за количество детей, особенно мужского пола, предоставлялись различные поощрения в виде земельных наделов. С каждым поколением общая их площадь перераспределялась в зависимости от потребностей. Одни люди умирали по причине болезней, эпидемий, войн. Поэтому долгосрочной частной собственности на землю не существовало. Она всегда перераспределялась. От количества детей зависело, какой надел получала семья. Поэтому на подсознательном уровне люди радовались новым членам семьи вовсе не по причине любви к детям, а из-за возможности увеличить наделы.

  • Дети превращаются не в помощников, а в «нахлебников».

Индустриальное общество в начале 20 века (Великобритания, Франция) показывает, что новые члены семьи превращаются в «обузу», иждивенцев.

Ранее детский труд на земле был нормой, а значит, дети не только кормили себя, но и пожилых членов семьи. На земле по своим силам может найти работу любой человек. Те, кто живут в сельской местности, знают, что дети и подростки помогают по хозяйству: пропалывают грядки, поливают огород, присматривают за животными. В городах же их помощь не требуется. Максимум уборка по квартире, которая не приносит дохода.

Формирование потребительского мышления

Индустриальное общество в начале 20 века стало отличаться новым мышлением - потребительским.

Что это значит? Люди начинают производить не средство пропитания на земле, а деньги, на которые это все покупается. На земле лишние продукты не нужны. Зачем производить две тонны картофеля, если на пропитание за год уходит только одна. Продавать тоже бесполезно, так как на земле работают все, поэтому продукция сельского хозяйства никому не нужна. С развитием технологий и переходом на рыночные отношения все меняется. Люди начинают получать деньги за свой труд. Чем больше денег, тем лучше жизнь. В бессмысленно работать больше, чем нужно. В индустриальном - все меняется. Чем успешнее человек, тем больше он может себе позволить: собственный замок, автомобиль, лучшие условия жизни. Остальные начинают также стремиться к богатству. Все хотят жить лучше, чем сейчас. Это и называется потребительским мышлением.

Читайте также: